Этот поезд в воде

Более 30 человек погибли при сходе с рельсов двух поездов в Индии

Крупнейшая за последнее время железнодорожная авария произошла в индийском штате Мадхья-Прадеш. Два поезда с 1600 людьми сошли с рельсов на подтопленном мосту через реку: конструкция не выдержала веса двух составов, следовавших в противоположных направлениях. Жертвами инцидента стали как минимум 32 пассажира, однако власти Индии опасаются, что число погибших может вырасти. Свои соболезнования родственникам погибших принес премьер страны Нарендра Моди.

Те, кто смотрел фильм Уэса Андерсона «Поезд на Дарджилинг», вероятно, представляют себе поездку на индийском поезде как загадочное и безмятежное, а главное — безопасное путешествие. К сожалению, реальность разительно отличается от этой романизированной картины. Стандарты безопасности на железных дорогах, которыми ежедневно пользуются 23 млн человек в день, уже не раз подвергались критике со стороны индийских экспертов и политиков, а различного рода инциденты происходят с ж/д составами с пугающей регулярностью.

Очередная крупная авария случилась в среду в индийском штате Мадхья-Прадеш в центре страны. После полуночи по местному времени с рельсов сошли шесть вагонов экспресса «Камаяни», пересекавшего мост через реку Мачак. Конструкция была подмыта потоком воды и просто не выдержала веса состава. Через несколько минут на этом же месте сошли с рельсов четыре вагона экспресса «Джаната», двигавшегося в противоположном направлении.



Первые кадры с места трагедии

Первые кадры с места трагедии

В результате инцидента не менее 32 человек погибли, свыше 40 получили ранения. Причем основной причиной гибели людей стали не механические травмы, а поражение электрическим током. Несколько вагонов были сильно повреждены, десятки пассажиров оказались зажатыми между переборками, и их пришлось извлекать с помощью специального оборудования. Спасательная операция продолжалась до рассвета. К спасательным работам пришлось привлечь дайверов, которые всю ночь извлекали тела из воды.



Вид на оба состава

Вид на оба состава

Точное число людей, которые находились в этих поездах, пока что остается загадкой: представители индийских железных дорог говорят о 1600 пассажирах, а власти сообщают об эвакуации всего 300 человек. Достоверно известно, что в каждом вагоне экспрессов было по 72 места.



Спасатели и правоохранители в одном из вагонов

Спасатели и правоохранители в одном из вагонов

По официальному заявлению представителя железных дорог Анила Саксены, «причиной аварии стало затопление железнодорожного полотна водой». В последнее время в районе происшествия шли сильные дожди, которые, вероятно, и привели к подтоплению. «Движение на этом направлении полностью парализовано, изменены маршруты следования 12 ближайших поездов, спасательные работы продолжаются», — проинформировал Саксена.

Свои соболезнования семьям и близким погибших уже принес премьер-министр страны Нарендра Моди: «Авария двух поездов в штате Мадхья-Прадеш вызывает сильное огорчение. Мне глубоко больно из-за того, что люди лишились жизни. Приношу соболезнования семьям погибших».

В свою очередь, министр железных дорог Индии Суреш Прабху пообещал, что семьям погибших будут выплачены компенсации, а ведомство отчитается о произошедшем перед парламентом.

Данный инцидент вновь обнажил болезненные проблемы ж/д системы Индии, о чем не преминул заявить экс-министр железных дорог Динеш Триведи. По его словам, если бы за состоянием ж/д полотна в данном регионе следили надлежащим образом, трагедии можно было бы избежать. «Это совершенно недопустимо. Это симптом глубокой укоренившейся раковой опухоли в нашей железнодорожной системе», — прокомментировал он.

Иную точку зрения изложил глава Railway Board («Индийские железные дороги») Эй Кей Меттал: по его словам, потоки воды размыли железную дорогу за считаные минуты до трагедии. «За 10 минут до аварии на этом же месте не было никаких проблем, и движение поездов осуществлялось в штатном режиме», — подчеркнул он.

Однако местные наблюдатели настаивают на том, что истинной причиной трагедии все же является глубокий кризис в ж/д системе Индии. В качестве причины этого кризиса, как правило, принято указывать недостаточное финансирование железных дорог. Нынешнее правительство Индии пообещало инвестировать $137 млрд на модернизацию ж/д путей и составов, чтобы сделать их безопаснее, быстрее и эффективнее. Премьер-министр Моди неоднократно заявлял о массовом увеличении расходов на железные дороги, однако, прежде чем станут видны качественные изменения, должны пройти годы.

Десятилетия пренебрежения безопасностью железных дорог неоднократно приводили к трагедиям. Буквально в марте этого года 38 человек погибли и 150 пострадали в результате крушения пассажирского поезда на севере Индии. Три вагона пассажирского состава Дехрадун – Варанаси сошли с рельсов из-за того, что поезд проехал на запрещающий сигнал. Правительство было вынуждено выплатить компенсации в размере 200 тыс. рупий (более $3 тыс.) погибшим и от $300 до $800 пострадавшим в зависимости от тяжести травм.