Прокуроры нашли дорогие продукты

Цены на продукты в Москве в два раза выше закупочной стоимости

,
Продукты в некоторых магазинах Москвы продаются по цене, в два раза превышающей закупочную стоимость, выяснили прокуроры Москвы, посетив торговые объекты с проверкой. Бизнесмены получили представления и предостережения, а столичные чиновники были проинформированы о происходящем на прилавках. Обычно магазины накидывают 5–25% к конечной стоимости, хотя наценка не регулируется, говорят эксперты. Окончательные выводы сделает Генпрокуратура.

Во вторник прокуратура Москвы рассказала о результатах проверки продуктовых магазинов. «Установлены факты экономически неоправданных торговых наценок в магазинах ряда торговых сетей на отдельные виды продовольственных товаров», — сообщили в прокуратуре.

Например, магазин «Перекресток», расположенный на Дмитровском шоссе, предлагал посетителям мороженую неразделанную тушку хека по цене 260 руб. за 1 кг, при этом сам продукт был приобретен у поставщика из Лобни за 116,5 руб. за 1 кг.

Наценка составила 130%, отметили прокуроры.

Супермаркет премиум-класса «Азбука вкуса», расположенный на Садово-Черногрязской улице, продавал творог из Калужской области по цене 629 руб. за 1 кг, при этом закупочная стоимость составляла 307 руб. То есть наценка превысила 100%. А говядина с костями, полученная из Брянска за 259 руб., реализовывалась по цене 460 руб. за 1 кг. Здесь наценка составила 77%.

В магазине «Спар» на улице Милашенкова в СВАО овощи и крупа продавались по цене, на 50–60% превышающей закупочную.

«Подобные факты установления необоснованной торговой наценки на продовольственные товары, помимо этого, вскрыты в магазинах «Магнолия», «Дикси», «Магнит», «Билла», — указали в прокуратуре Москвы.

Судя по приведенным примерам, прокуроры прежде всего обращали внимание на продукты из перечня товаров первой необходимости. В него входят 24 продукта, цены на которые находятся под особым контролем. Если продукт подорожает более чем на 30% за 30 дней, может последовать реакция как федеральных, так и региональных властей. Например, правительство может ограничить розничную стоимость продукта сроком не более чем 90 дней. Но пока что такой инструмент не использовался.

Помимо цен прокуроры и эксперты смотрели, как выполняются санитарные правила, как организовано питание в тех супермаркетах, где были такие точки, как сотрудники магазинов обращались с отходами, а также выявляли товары ненадлежащего качества и неправильную маркировку продукции. Выявлялись нарушения миграционного законодательства и нарушения требований пожарной безопасности.

Например, в магазине «Городской супермаркет» на Трубной площади и в «Перекрестке» в Шмитовском проезде ценники на разные товары, в том числе на морковь и картофель, были оформлены ненадлежащим образом — без необходимой информации для потребителей.

По итогам рейдов руководителям торговых организаций было внесено 83 представления, объявлено 32 предостережения о недопустимости нарушения законодательства.

Кроме того, столичные прокуроры возбудили 418 дел об административных правонарушениях. По каким именно фактам, пока не ясно, скорее всего, речь идет о нарушении миграционного законодательства, правил пожарной безопасности и санитарных правил.

С завышенными ценами придется разбираться столичным чиновникам.

«О результатах проверки и сложившейся ценовой ситуации проинформирован мэр Москвы. В адрес руководителя департамента торговли и услуг города Москвы внесено представление», — сообщили в прокуратуре Москвы.

Окончательные выводы по проблеме необоснованного завышения цен на этой неделе сделает Генпрокуратура, поручившая провести подобные проверки в регионах. Прокуроры помимо деятельности бизнеса выясняют, как органы исполнительной власти выясняют причины и условия роста цен на продовольственные товары первой необходимости. Не исключено, что по итогам проверки будут приняты решения на уровне власти, например, в части ограничения роста цен на продукты из списка первой необходимости.

Сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин указывает, что конечная стоимость продукта требует более серьезной проверки, нежели простое сравнение с закупочной ценой.

«Вопрос должен быть поставлен следующим образом: какая норма рентабельности у магазинов.

В обычной жизни, в отличие от категории товаров, наценка магазина может составлять от 5 до 25 процентов.

Но окончательная цена — это очень многослойный пирог, и складывается он из следующего. Магазины говорят: «Мы не виноваты, это поставщики прислали нам такую продукцию». С этим также надо разбираться. С другой стороны, поставщики завышают цены, компенсируя свои издержки по поводу ретробонусов и каких-то скрытых взяток, которые магазины получают практически официально, — говорит Егармин. — Вчера видел информацию, что подмосковные огурцы, выращенные в одном из совхозов, продаются по цене 500 руб. за 1 кг. Откуда взялась такая цена?»

Эксперт указывает, что в России нет ограничения на наценку: в условиях рыночной экономики невозможно как-то законодательно заставить торговцев отказаться от необоснованного повышения цен на продукцию. «Грубо говоря, я купил огурец за рубль, а хочу продать его за миллион. Если покупатель нашелся, то о чем говорить? Как в древней поговорке: в торговле существуют два дурака — продавец и покупатель, — объясняет Егармин. — Сейчас никаких ограничений нет, хотя именно сейчас на это и нужно обращать внимание».

Заместитель руководителя ВНИИ потребительского рынка и маркетинга Евгений Мясин указывает, что большой разброс цен на одни и те же продукты порой мешает выяснить рост их стоимости.

«За покупками ходит моя супруга. И она говорит, что цены поднялись довольно сильно. Хоть и не на 100%, но поднялись ощутимо, — пояснил «Газете.Ru» Мясин. — Выросли ли цены на продукты первой необходимости? Это зависит от того, что мы считаем таковыми. Хлеб вроде бы особо не подорожал. Молоко? Но на него такие разные цены, что отследить рост цен на него невозможно. Потому что цены на него, еще до всех этих событий, варьировались от 29 до 70 руб. за литр. И разброс цен был и есть на многие продукты».