Перевозчики прощупывают почву

Мосгортранс требует повышения цен на проезд в общественном транспорте

Мосгортранс вслед за метрополитеном заявил о необходимости повышения цен на билеты. Без этого, уверяют монополисты, развиваться дальше городской общественный транспорт не сможет. Экономическое обоснование идеи уже подано в РЭК. По мнению источника в мэрии, перевозчики просто прощупывают почву, а сама эта история может закончиться для них публичной выволочкой со стороны мэра и советом изыскивать другие резервы.

ГУП «Мосгортранс» поддержал идею метрополитена о повышении тарифов на проезд в общественном транспорте. Как заявил директор ГУПа Евгений Михайлов, масштабное развитие системы наземного городского пассажирского транспорта требует дополнительных инвестиций. «Ни субсидии города, ни прибыль предприятия в настоящее время не могут в полной мере покрыть значительную часть этих расходов. Сегодня необходимо найти баланс между интересами пассажиров, социальными обязательствами города и задачами развития, которые стоят перед транспортным комплексом Москвы», — объяснил свою позицию Михайлов.

Первым о необходимости повышения цен на проезд заговорил глава Московского метрополитена Иван Беседин. На прошлой неделе он заявил в интервью ИТАР-ТАСС, что обратился в мэрию с просьбой рассмотреть возможность повышения уже в текущем году стоимости проезда, и попросил найти «взвешенное решение». По словам Беседина, метро испытывает на себе инфляционные процессы, а ценовые факторы влияют на результаты хозяйственной деятельности перевозчика. Необходимость подорожания проезда связана с растущими расходами на обслуживание новых линий, с созданием более комфортных и безопасных условий для пассажиров.

А для того, чтобы метро вышло на новый уровень развития, имеющихся билетных доходов уже не хватает, объяснял Беседин.

Связано очередное подорожание и с заботой о людях — пассажирах и сотрудниках поземки. «Жители столицы уже переросли уровень базовых потребностей, когда транспорт просто обеспечивает перевозку пассажиров, — объяснил Беседин и вспомнил о просьбах подчиненных. — Кроме того, машинисты просят увеличить им зарплату. Очень важно, чтобы за перевозку и безопасность людей отвечали профессионалы». По его словам, в метро ведется большая работа по оптимизации расходов и поиску новых, «внебилетных» источников доходов, но этого все равно недостаточно.

Беседин напомнил, что с 1 января 2014 года стоимость «длинных» билетов, как и разовой поездки на метро и в наземном транспорте по карте «Тройка», не увеличилась. (Тот факт, что тарифы на транспорт в Москве не меняются с 2011 года, постоянно подчеркивает и мэр Сергей Собянин.) А «индексация» цен на проезд в общественном транспорте коснулась только бумажных билетов на одну и две поездки. В метро они подорожали с 30 и 60 рублей до 40 и 80 рублей соответственно. Стоимость билетов на одну или две поездки на трамвай, автобус и троллейбус также увеличилась — с 25 до 35 рублей и с 50 до 60 рублей. Впрочем, по мнению недовольных такой «индексацией» пассажиров, это совсем немало.

Кроме того, начальник подземки не упомянул об «округлении» цен на проездные, которым сопровождался в прошлом году переход на новое билетное меню.

Например, для пассажиров метро стоимость проезда с использованием билета на пять поездок выросла со 135 до 150 рублей. Как объяснили тогда власти, это было сделано с целью увеличения скорости обслуживания.

В городском департаменте транспорта подтвердили факт обращения перевозчиков в мэрию, но обсуждение новых цен и даты их введения считают преждевременным.

«До тех пор пока правительство Москвы не примет на этот счет решения, мы ничего не комментируем», — заявили в пресс-службе департамента. Не удалось получить комментариев и в регулирующей тарифы Региональной энергетической комиссии (РЭГ), возглавляет которую заммэра по вопросам экономической политики Наталья Сергунина. Кстати, и Сергунина, и руководитель департамента транспорта Максим Ликсутов после заседания правительства во вторник не вышли, как обычно, в холл, где их могли перехватить журналисты, а удалились через другой выход.

Куда метрополитен тратит деньги, намерена выяснить общественная организация «Союз пассажиров». Они хотят потребовать от мэрии сделать финансовую отчетность метрополитена публичной. По мнению защитников прав пассажиров, только после этого и как минимум обсуждения с утверждающей бюджет Мосгордумой можно будет говорить о повышении стоимости проезда. В департаменте транспорта от комментариев на тему повышения стоимости проезда пока воздерживаются.

Как объяснил знакомый с темой источник в мэрии, формально принятие решения об изменении тарифов — прерогатива РЭК. Туда и подал Беседин свое обоснование необходимости повышения тарифов. РЭК рассмотрит заявку и примет решение, согласиться с доводами метрополитена или нет, а может быть, согласиться частично. «Ни Мосгордума, ни общественность на этот процесс не влияют, — объяснил источник. — Высказать свое мнение относительно обоснования новой цены может еще профильный департамент. Но больше никто этого обоснования не увидит — ни до, ни после принятия решения».

Если РЭК удовлетворит просьбу перевозчиков, то продавать билеты по новым ценам могут начать уже в июне-июле, считает собеседник «Газеты.Ru».

Но вероятность этого невелика. «Пока это просто пробный шар, которого не стоит пугаться: идет обычное прощупывание почвы. Сначала свой вброс в прессу сделал метрополитен, сегодня — Мосгортранс. Сразу поднялась волна недовольства, совершенно не уместного в преддверии выборов в Мосгордуму. И поэтому, скорее всего, все останется по-прежнему», — считает источник. Другой собеседник «Газеты.Ru» в мэрии считает, что это не более чем пиар-история, которая закончится тем, что мэр публично попеняет монополистам-перевозчикам, посоветует активнее изыскивать внутренние резервы и в очередной раз заверит москвичей, что цены на транспорт в Москве не повышаются».