Плагиат на чести судей

«Новая газета» оштрафована за статью о плагиате в диссертациях судей

Басманный суд Москвы оштрафовал «Новую газету», рассказавшую о фактах плагиата в диссертациях судей, которые выявили эксперты «Диссернета». На процессе судья отказался выяснять, были ли действительно заимствования в научных работах, рассматривая лишь негативное влияние на честь коллег выделенных в тексте слов. В ближайшее время аналогичный иск ждет издание The New Times.

Басманный районный суд Москвы в пятницу удовлетворил иск судьи в отставке Юрия Беспалова и судьи Мосгорсуда Дмитрия Гордеюка к «Новой газете». Издание опубликовало 9 ноября этого года статью «Ваш плагиат, Ваша честь?» с рассказом об исследовании сообщества «Диссернет» научной работы Гордеюка.

Как решили эксперты, в диссертации Гордеюка якобы есть обширные заимствования из диссертации его научного руководителя Юрия Беспалова. Размеры кусков, совпадающих и частично совпадающих друг с другом, достигали пяти страниц. Из 118 содержательных страниц диссертации заимствования были обнаружены на более чем полусотне страниц. Газета сделала вывод, что Беспалов не мог не знать о заимствованиях, и назвала диссертацию Гордеюка плагиатом. Судьям не понравилась такая трактовка, и они подали иск к изданию, потребовав выплатить им 300 тыс. руб.: по 100 тыс. с редакции каждому заявителю и по 50 тыс. руб. каждому с автора статьи — Никиты Гирина.

Судья Басманного суда согласился с коллегами и удовлетворил их требования, которые также включали изъятие статьи с сайта «Новой газеты».

Оглашение иска состоялось в пятницу. Весь день в коридорах суда провели основатели «Диссернета» журналист Сергей Пархоменко и физик Андрей Ростовцев. «Можете считать, что это мы провели экспертизу диссертаций судей», — сообщил «Газете.Ru» Пархоменко. Они хотели выступить перед судьей, чтобы доказать факт плагиата, однако их так и не вызвали. Все ходатайства адвокатов «Новой газеты» о привлечении «Диссернета» в разных качествах — соответчика, экспертов и свидетеля — были отклонены.

По словам Пархоменко, в Басманном суде была имитация судебного заседания. В зале не было ни заявителей, ни их представителей.

«Фактически позицию истцов олицетворял сам судья, он был их представителем. Это совершеннейшее безумие. Я никогда такого не видел. Но говорят, что такое бывает, когда речь идет о самих судьях», — пояснил Пархоменко.

«Дело было так: сообщество «Диссернет» провело экспертизу и опубликовало ее. Из нее следует, что примерно треть диссертации судьи Гордеюка взято им из другой диссертации — из диссертации человека, который по удивительной случайности являлся его научным руководителем, — говорит Пархоменко. — Это, надо сказать, довольно часто встречающаяся ситуация, такое прямое переливание крови. Понятно, что это может быть только по соглашению сторон. Ведь научный руководитель не под наркозом, он видит, что это его собственная диссертация, которую собираются защитить под видом своей. То есть без его согласия этого не бывает, о чем, собственно, и написал «Диссернет», а затем «Новая газета», а также издание The New Times».

«Оба судьи подали иски, смысл которых в следующем: нас не интересует суть дела, мы не оспариваем экспертизу и выводы «Диссернета». Мы оспариваем слова. Вот слово «плагиат» — оно порочит нашу честь и достоинство.

Мы требуем опровержения», — объясняет претензии истцов Пархоменко. Кроме того, судьям не понравились значения слов «фальсификация», «некорректное заимствование», «моральная небезупречность».

Линия защиты «Новой газеты» заключалась в том, чтобы убедить суд исследовать событие по существу — выяснить, действительно ли был плагиат в диссертации и имела ли газета право употреблять это слово. Однако суд отказывал во всех ходатайствах. «Суд дал понять, что разбираться в содержании текстов и в степени их заимствования он не будет, а будет заниматься словами, после чего иск был удовлетворен в полной мере», — говорит Пархоменко.

«Мерзопакостно проходил процесс», — кратко охарактеризовал происходившее в Басманном суде шеф-редактор «Новой газеты» Сергей Соколов.

«Во всех существенных ходатайствах «Новой газете» было отказано, — продолжил Соколов. — Нас фактически лишили права на защиту, так как мы настаивали на проведении ряда экспертиз, в том числе лингвистической и фактологической диссертаций господ Гордеюка и Беспалова. Суд посчитал, что он сам в состоянии оценить, есть там заимствования или нет. Мы попросили суд зачитать диссертации. Даже при чтении судьей диссертаций вслух было видно, что там есть предмет для дальнейшего спора. Но тем не менее иск был утвержден в полном объеме за одним исключением. Басманный суд не стал выносить частное определение в адрес министра связи Николая Никифорова в связи с безобразиями, которые устраивают журналисты».

Как подчеркнул шеф-редактор «Новой газеты», журналисты намерены обжаловать это решение суда.

В ближайшее время Пресненский районный суд Москвы приступит к рассмотрению аналогичного иска судей к изданию The New Times.

«Мы присоединимся, если The New Times попросит нас. «Новая газета» приглашала нас. Мы готовы в любом качестве присутствовать на суде — либо соответчиками, либо свидетелями, и пояснять, что это наша экспертиза, мы отвечаем за ее содержание», — добавил Пархоменко.

Сами судьи в иске указали, что диссертация Гордеюка прошла научную экспертизу ведущей организации, официальными оппонентами, диссертационным советом, экспертным советом ВАК РФ. «Диссертационный совет и другие уполномоченные органы, ознакомившись с оригиналом диссертации и другими необходимыми документами, признали, что работа Гордеюка написана самостоятельно», — говорится в иске.

«Я, Беспалов, не усмотрел в диссертации Гордеюка «Место жительства ребенка: проблемы теории и практики» каких-либо некорректных заимствований из моей диссертации «Теоретические и практические проблемы реализации семейных прав ребенка в РФ»,

а также фальсификаций, нарушений моих прав и законодательства РФ», — добавлено в иске.

Судьи также указали, что упоминание в газетном материале их фамилий — без имени и отчества — является небрежным, а также не может быть использовано в публикации без согласия. «Истцы не давали согласия на использование их имен в каких-либо целях», — говорится в иске. По мнению судей, упоминание их фамилий в статье — это нарушение их права на имя, а значит причинение им вреда, которое подлежит возмещению.

Между тем представители «Диссернета» добавляют, что диссертации обоих судей находятся в общем доступе и каждый может самостоятельно сравнить обе работы.