Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
СПРАВКА

«Несправедливая оплата труда демотивирует учителя»

Ситуацию со статусом и оплатой педагогического труда в России «Газете.Ru» прокомментировала представитель российской делегации на Саммите WISE 2013 заместитель заведующего Лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ Татьяна Карабчук:

Наша страна унаследовала хорошие традиции: еще в дореволюционной России, а затем в Советском Союзе профессия педагога была очень престижной. Декларируется это и сегодня. Однако учительский труд стал меньше вознаграждаться, и люди перестали ощущать свою значимость. Потому, что именно через финансирование из бюджета люди в первую очередь получают сигнал о том, что данная профессия востребована, и государство заботится о хорошем уровне образования. Если же учитель получает не сопоставимую с рынком труда мизерную зарплату, значит, его труд никому не нужен. Именно из-за этого происходит деградация, сокращение уважения к профессии.

Проходящая сейчас в стране реформа направлена на объединение образовательных учреждений, что, как задумывалось, позволит учителям больше зарабатывать. Но на самом деле их доходы сильно упали: за три года зарплата учителя в Москве сократилась почти в три раза. Возможно, тут не было умысла, и хотели сделать как лучше, но не просчитали всех последствий. Если раньше зарплата складывалась из многих конкретных и понятных вещей (классное руководство, проверка тетрадей, внеурочные занятия), то сейчас сократили и сами эти позиции, и оплату за оставшиеся.

Сама же система начисления зарплаты стала крайне непрозрачной. Деньги выделяются на школу и распределяются на уровне директоров. И в результате мы получили большую дифференциацию в зарплате, как по разным школам, так и внутри самой школы. В одной школе директор умудряется доплачивать учителям, в другой не может, или ему это не надо. А сами учителя не понимают, почему, несмотря на высокий разряд и большой стаж работы они получают так мало, и даже не могут сказать, сколько точно.

Так называемая стимулирующая система оплаты труда дала обратный результат – происходит демотивация педагогов. Когда начисления зарплаты прозрачны (существует штатное расписание, против которого стоит зарплата, и конкретные критерии для доплат), у человека есть определенность, и он знает, за что работает. Кроме того, существует классическая теория достойного труда и его справедливой оплаты. Если человек считает, что его труд не получает справедливого вознаграждения, у него нет стимула выкладываться – он либо ищет возможность реализоваться на стороне, либо работает в пол силы, либо уходит из профессии.


ВЕРНУТЬСЯ К СТАТЬЕ