Русский не для всех

Родители башкирских школьников написали письмо прокурору республики с требованием увеличить часы преподавания русского языка

В Башкирии группа родителей обратилась к прокурору республики с требованием компенсировать уроки русского языка для их детей. Якобы глава одного из районных отделов образования Уфы принуждает директоров школ принимать планы обучения, в которых увеличено количество уроков родного языка. Однако, как рассказали «Газете.Ru» эксперты, в республике сейчас, наоборот, сокращается количество часов, предназначенных для преподавания регионального компонента.

В заявлении, которое на днях подали родители учеников прокурору республики Андрею Назарову, говорится, что за один учебный год ученики лицея № 21 и школы № 18 в Уфе недополучили 128 часов русского языка и литературы. По словам родителей, начальник отдела образования Кировского района Уфы Лидия Пономарева обязывала директоров школ принимать учебный план с упором на изучение родных языков. А количество часов, отведенных на изучение русского языка, в этих образовательных учреждениях якобы уступало другим российским школам на 40%. Родители требуют выплатить компенсацию — по 51 200 рублей каждому ученику школы № 18 и по 102 400 рублей каждому ученику лицея № 21. Деньги должны компенсировать оплату уроков у репетиторов.

Кроме того, родители просят провести проверку деятельности Пономаревой и министерства образования республики, а также дать правовую оценку закону «Об образовании в Республике Башкортостан».

Закон устанавливает обязательное изучение башкирского языка во всех школах республики, но в нем не говорится о возможности изучения языка на добровольной основе для небашкироязычных школьников, которых в республике большинство.

Заявление в прокуратуру отнесла координатор сообщества «Образование и русский язык в школах Башкирии и России» Галина Лучкина. Она давно отстаивает права родителей, которые не согласны с тем, что в республике наряду с русским языком школьникам преподают еще и башкирский, и родной язык. Родной язык для школьников предоставляется на выбор — это или те же русский и башкирский языки, или татарский язык. По словам Лучкиной, часы родного языка компенсируются для школьников за счет других предметов. Заявление в прокуратуру подписали три родительницы, к ним прикреплены заявления с подписями родителей двух классов, которые требовали обучение по плану, в котором бы все занятия велись на русском языке.

По словам Лучкиной, министерство образования РБ «спускает» в школы четыре варианта плана обучения, и школы имеют право выбрать любой: первый вариант — с русским языком обучения, второй — с русским языком обучения, наряду с которым изучаются родные языки, третий — с башкирским языком обучения, четвертый — с родным небашкирским языком обучения. Русскоязычные школы заставляют принимать второй план. «Мы хотим, чтобы дети учились по первому варианту, с нормальным количеством русского языка, однако отдел образования возвращает этот план в школу и просит, чтобы утвердили второй вариант.

Директоров держат на коротком поводке, они подневольные люди. Если директор непослушный, то с ним просто не продлевают контракт», — рассказала Лучкина.

«Родители из лицея № 21 два года подряд писали заявления, в которых просили, чтобы дети обучались русскому языку как родному. То же самое делали в школе № 18, им даже Пономарева прислала ответ, что их пожелания будут исполнены, однако устно сказала, что все равно школьники будут заниматься по тому плану, который рекомендует отдел образования», — рассказала Лучкина. По ее словам, до принятия закона «О языках народов Республики Башкортостан» все дети в республике учились по единому плану, на русском языке. После принятия этого закона стали изучать не только русский язык и башкирский язык как второй государственный, но и родной язык, поскольку Башкирия считается многонациональной республикой. «В результате наши дети в начальных классах изучают русский язык на 40% меньше, чем в других регионах. Если везде количество часов русского и литературы составляет девять часов, то у нас всего пять», — говорит Лучкина.

В качестве родного языка можно выбрать русский, однако это превращается в профанацию. «Вы думаете, на этих уроках дети изучают русский язык? Тогда ведь остальные — те, кто не выбрал русский язык как родной, — отставали бы. Поэтому наши дети изучают на русском как родном что-то типа фольклора – решают ребусы, читают сказки, отгадывают загадки. Эти группы не имеют права по знаниям уходить вперед. У моего ребенка в школе было такое расписание во втором классе: русский язык, английский язык, башкирский язык, родной язык и физкультура. Я его быстро забрала из этой школы. В итоге сами учителя говорят, что дети не знают толком ни башкирского, ни русского языка», — объяснила Лучкина.

Башкирский язык, который должны изучать школьники, обязателен для всех. «Хотя многие отказываются изучать башкирский язык в частном порядке. Я, например, писала заявление, чтобы мои дети не учили башкирский язык. Он вроде бы обязательный, но от него можно отказаться, потому что в аттестат он не входит, так же как и родной язык.

Отказаться сложно, потому что тогда родителей вызывает директор, начинает уговаривать, потом подключается классный руководитель — говорит, что ее лишат премии. Если же в школе будут массовые отказы, то она окажется на плохом счету», — сетует Лучкина.

Она поведала историю одной из родительниц, которая подписала заявление в прокуратуру. Эльза Тарасова после того, как утвердили план с родным языком, хотела перевести ребенка в третий класс частной школы. Там ребенку пришлось проходить тестирование. В итоге математику он сдал на «отлично», а русский язык он провалил, хотя в школе у него была четверка.

Тарасова рассказала «Газете.Ru», что она два года пыталась добиться от школы принятия плана обучения на русском языке. «Я в прошлом году говорила директору, что пойду в прокуратуру, но решилась только в этом. В отделы образования были направлены рекомендации из министерства образования Башкортостана, в которых рекомендуют принимать план с родными языками. Я отдавала ребенка в математический лицей, но математика оказалась урезана – всего четыре раза в неделю, как и русский язык. Зато три раза в неделю у ребенка башкирский язык и два раза культура Башкирии», — возмущается Тарасова.

«В этом году Лидия Пономарева совместно с директорами школ Кировского района обсуждала учебные планы на 2013/14 учебный год. В результате было решено, что классы с первого по третий будут обучаться по учебному плану начального общего образования для общеобразовательных учреждений — это первый и второй варианты плана обучения. В прошлом году количество часов родного языка сократилось с трех до двух и в этом году еще на час, поэтому я не понимаю, какие могут быть претензии у родителей», — сообщила на правах анонимности директор одной из уфимских школ «Газете.Ru». По ее словам, на изучение русского языка и литературы в классах с первого по третий выделяется по девять часов, также предусмотрен час родного языка во втором и третьем классах. В четвертом классе на изучение русского языка и литературы выделяется шесть часов в общей сложности, а на родной, соответственно, один час. В пятом и шестом классах на изучение русского языка и литературы выделяется восемь часов (один час — на родной язык).

«Раньше нам действительно возвращали план, если там не было как минимум трех часов родного языка. В этом учебном году на родной язык, башкирский язык и культуру Башкортостана отводится всего по одному часу», — сообщила директор. По ее словам, при изучении родных языков учитывается желание родителей, и в результате этого создается перевес групп, изучающих родной русский язык. Например, в одной из параллелей ее школы три класса. Учеников делят на три группы для изучения родного языка: примерно семь человек идут в группу, где обучают башкирскому языку как родному, 13 человек – в группу с татарским языком, а оставшиеся дети (больше 50 человек) идут на русский язык.

«Предмет «русский язык» прописан в федеральных госстандартах, предмет «русский как родной» прописан в базисном учебном плане Министерства образования РФ в качестве регионального компонента. В соответствии с новым законом образования количество часов, выделяемых на региональный компонент, не может быть больше 10%, — заявила директор. — Сейчас ситуация выравнивается: количество часов регионального компонента сокращается. Мы, директора школ, вынуждены размышлять о том, как загрузить учителей башкирского языка. Мы не можем в массовом порядке увольнять их в связи с сокращением нагрузки. И такая ситуация по всей республике». По словам директора, часы, которые освободятся после сокращения родных языков, пойдут на преподавание русского языка и других предметов.

Собеседница «Газеты.Ru» сообщила, что обычно после того, как школа подписывает учебный план, его сдают в отдел образования, а оттуда он поступает в минобразования РБ. Часто план из отдела образования возвращают и говорят, что нужно в нем изменить. «Мы принимаем тот план, который удовлетворяет потребностям всей многонациональной республики. В этой ситуации не виноваты ни директора, ни руководители отделов образования. Ежегодно члены госсобрания приходят в школы и проверяют, как преподаются родные языки и башкирский язык. В результате на совещаниях нам предъявляют претензии, что мы не предоставляем возможность изучать язык, историю и культуру своего родного края», — объяснила директор.

В районном отделе образования Кировского района «Газете.Ru» сообщили, что готовы судиться с родителями.

«Пономарева никого не могла заставлять принимать планы, это в компетенции директора. На этих планах нет ее подписи», — сообщили в отделе образования. На вопрос о зависимости назначения директоров школ от представителей отдела образования отвечают, что всех директоров назначает глава района, а не глава отдела образования. «У нас есть группа родителей, которая любит писать разные заявления. Они малокомпетентны. И нам приходится ходить по судам с этими родителями, которым больше нечего делать», — говорят в отделе образования.