Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Этот несносный самострой

Чиновники ЗАО активизировали работу по сносу самостроя — одной из бед столицы, с которой многие годы бузуспешно пытаются бороться московские власти

Тысячи самых разнообразных строений в Москве возводятся самовольно, однако снести их куда сложнее, чем построить, утверждают городские чиновники. На снос самостроя из бюджета ежегодно выделяются сотни миллионов рублей, но с момента выявления незаконного здания до того времени, когда вблизи него появится бульдозер, проходят годы.

В Западном округе Москвы местные власти активизировали снос самовольно построенных объектов. Очередной снос здания на Можайском шоссе намечен на пятницу. Самовольное строительство в Москве — беда, с которой многие годы безуспешно пытаются бороться власти города. Самостроем в столице являются тысячи самых разнообразных объектов: это и торговые центры в бойких местах, и «элитные клубы» на тихих природных территориях. С точки зрения гражданского законодательства построенное с нарушением действующих разрешительных документов или в их отсутствие строение является самовольной постройкой и подлежит сносу за счет того, кто ее осуществил (ст. 222 ГК). По выражению заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, самострой — это не что иное, как «воровство общественного пространства». При этом подобные объекты создают проблемы горожанам, а иногда и угрозу их безопасности.

Если раньше застройщики самовольно прирезали к законно полученным участкам дополнительную землю, то сейчас они действуют менее топорно. Сегодня самым распространенным вариантом является строительство капитального здания на месте нестационарного торгового павильона, на эксплуатацию которого имеется совершенно официальный краткосрочный договор. Иногда это делается не сразу: проработав некоторое время по заявленному профилю и сделавшись привычным для окружающих, временный павильон начинает перестраиваться.

После чего еще и оформляется в собственность застройщика — регистрационные органы законность строительства не проверяют.

Подпадают под определение самостроя и некапитальные объекты, возведенные на участках, не попадающих в утвержденную мэрией схему дислокации нестационарных объектов. А также законные капитальные объекты, в проект строительства либо реконструкции которых внесены несанкционированные изменения.

По словам председателя комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству Михаила Москвина-Тарханова, если были допущены существенные отклонения от утвержденной документации, то это самострой, который должен быть снесен за счет владельца здания. «Таких случаев в Москве очень много, — рассказал он «Газете.Ru». — И решается проблема двумя способами. Либо стороны приходят к мировому соглашению, в итоге которого меняется проект или узаконивается то, что есть, но с соответствующими санкциями по контракту. Либо владельца понуждают снести самовольную постройку за свой счет».

На снос нелегальных строений из бюджета города ежегодно выделяются сотни миллионов рублей. Но до момента, когда у незаконно возведенного строения появится бульдозер, иногда проходят годы. Судьба самостроя должна решаться только в суде. Решения об обращении в суд принимаются на уровне окружных комиссий по пресечению самовольного строительства на подведомственной территории. По закону капитальные объекты признаются самостроем по трем основным признакам: отсутствию оформленных земельно-правовых отношений для целей строительства, разрешения на само строительство, а также наличие угрозы для граждан. Все это и исследуется судом.

Процедура эта громоздкая и длительная, а застройщики обжалуют не устраивающее их решение до последней инстанции. При этом владельцы самостроя идут на всяческие уловки. Например, в разгар суда переоформляют право собственности на другое юридическое лицо, и тогда разбирательство должно начинаться заново.

Сносить самострой по закону должен его инициатор, на что ему отводится 30 дней после вступившего в силу решения суда. Но нередко это приходится делать местным властям за счет бюджета. Префектура проводит аукцион по выбору подрядчика. В последние годы участников таких аукционов много, и начальная цена существенно снижается. Затем судебные приставы взыскивают с застройщика компенсацию за понесенные городским бюджетом затраты.

Судьба незаконных временных строений решается проще: в прошлом году вышло постановление правительства Москвы, облегчающего порядок их сноса.

Теперь окружные «сносные» комиссии могут применять решение о демонтаже не внесенных в схему дислокации и работающих без разрешения павильонов без суда, составляя акты об отсутствии оснований для их размещения. В суд приходится обращаться, если, например, павильон установлен законно, но владелец не внес обязательную плату за его размещение или же ассортимент торговой точки расходится с официально заявленным.

Руководитель сектора префектуры, курирующий работу комиссии по пресечению самовольного строительства, Андрей Митричев рассказал «Газете.Ru» о том, как борются с самостроем в Западном округе столицы.

По словам чиновника, серьезная работа в этом направлении началась лишь два года назад --после того, как вышли решения судов по трактовке законодательных актов, касающихся самовольного строительства.

Появилась конкретика по признакам самовольных построек и порядку их сноса. Например, последние годы застройщики подстраховывались тем, что оформляли права собственности на свои объекты, и приходилось оспаривать в суде право не только на строительство, но и на собственность. Сейчас появилось разъяснение суда о том, что при принятии судебного акта о сносе автоматически погашается запись о собственности в Росреестре.

Что касается самого сноса, то, по словам Митричева, застройщики не торопятся возмещать понесенные городом расходы на демонтаж объекта и вывоз мусора, поэтому в префектуре стараются мотивировать их сделать это самостоятельно. «Иногда застройщики понимают, что в случае добровольного сноса это будет сделано аккуратно, с сохранением отдельных конструкций, и потом не придется выплачивать компенсацию за снос по выставленному нами счету, — рассказал чиновник. — Помогают сделать застройщиков более сговорчивыми и приставы. Кроме штрафов существует еще и статья №315 Уголовного кодека за неисполнение судебного решения, и мы просим возбуждать такие уголовные дела. Но иногда не помогает и это».

Средства на снос требуются немалые, рассказал Митричев. В зависимости от размера и конструктивных особенностей объекта цена варьируется от 2 до 10 тыс. руб. за 1 квадратный метр.

Впрочем, признание объекта самостроем не всегда заканчивается его сносом.

«Если мы видим, что самовольная постройка может быть использована городом, то обращаемся в суд с просьбой признать ее собственностью Москвы, что предусмотрено законом, — рассказал он. — Разумеется, на досудебном этапе проводим экспертизу его безопасности при дальнейшей эксплуатации. Ведь поскольку это самострой, то его возведение никем не контролируется. Впоследствии город использует этот объект либо для собственных нужд, либо для продажи. В этом случае у застройщика есть право на встречный иск о взыскании расходов на строительство». Заработать на этом застройщик, правда, не сможет, пояснил Митричев: если заявляется баснословная цена за самострой, то легче его снести.

Что касается «сносной» статистики округа, то в нынешнем году по решению суда в ЗАО было передано в собственность города пять капитальных объектов (на один уже оформлены все документы, по остальным готовится техническая документация). Например, здание на Кременчугской улице, построенное на территории особо охраняемой природной территории (ООПТ), может быть приспособлено для учреждения департамента природопользования, обслуживающего эту ООПТ, рассказал Митричев. Еще одно большое здание (площадью 1,5 тыс. кв. м) может быть передано ОРЭР ГИБДД.

Еще по четырем объектам (число зданий на объекте, как правило, больше) вынесено решение о сносе. В первом полугодии префектура пыталась обязать сделать это застройщиков, но в большинстве случаев безуспешно. Недавно за счет собственника Багратионовского рынка была снесена часть павильонов, где на часть территории оформлена долгосрочная аренда до 1 января 2015 года, а на 3 тыс. кв. м срок аренды закончился. Префектура предупредила собственника о необходимости освобождения участка земли, что и было сделано на днях силами управляющей компании рынка.

На пятницу намечен снос здания на Можайском шоссе, вл. 4г, где до сих пор располагались магазин по продаже автомобилей и пункт обмена валюты.

Раньше на этом месте стоял небольшой торговый павильон, на эксплуатацию которого его владелец — компания «Люкс ЛТД» — подписала в 2002 году краткосрочный договор с городскими властями. Впоследствии некапитальное сооружение было перестроено в капитальное, и в 2008 году арендатор оформил его в собственность, нарушив, таким образом, условия договора с городом. Тем не менее арбитражные суды первой и второй инстанций отказали префектуре в удовлетворении иска о сносе самовольной постройки. А третья кассационная инстанция отменила принятые решения, и дело было направлено на пересмотр.

Только 21 сентября 2012 года суд удовлетворил исковые требования префектуры. И последующие инстанции оставили это решение в силе. После чего судебные приставы вместе с префектурой ЗАО попытались заставить компанию «Люкс ЛТД» самостоятельно снести постройку. Но поскольку собственник отказался исполнять предписание суда, то на окружной комиссии в префектуре было решено сносить здание за счет средств префектуры с последующим взысканием расходов с застройщика, отметил Митричев.

Оставшиеся два самостроя (складской комплекс и большой комплекс зданий, использующихся под автосервис) будут демонтированы в сентябре, рассказал он. Кроме того, в нынешнем году демонтированы еще 68 некапитальных объектов (часть — за счет префектуры, часть — за счет компаний-владельцев).

В прошлом году некапитальных строений снесли значительно меньше, зато по капитальным строениям цифры были больше. Так, под бульдозер пошло 12 самостроев, еще 6 объектов (на которые приходится 19 строений) перешли в собственность города.

Среди снесенных самостроев прошлого года — косметологическая клиника на Кутузовском проспекте, 33. Как рассказал Митричев, застройщик изначально получил право на установку некапитального объекта, однако в итоге возвел практически на тротуаре двухэтажное капитальное здание, выйдя при этом за красные линии улично-дорожной сети. На улице Ивана Франко под бульдозер пошло двухэтажное каркасное здание торгового центра, а на улице братьев Фомченко — капитальный автосервис.

Новости и материалы
Путин заметил гендерные изменения в российском бизнес-сообществе
Путин назвал главный принцип взаимодействия власти и бизнеса
Экс-зампреда правительства Подмосковья Стригункову отправили в СИЗО
Жители Люблино возмутились припаркованному у мемориала байкеру автомобилю
Морской пассажирский транспорт приостановил движение в Севастополе
В посольстве исключили участие России в саммите по Украине
Путин поручил сократить время пути от Москвы до курортов Черноморья
Тренер «Реала» Анчелотти обманул игроков клуба
Названа причина ошибок «Зенита» в матче против «Рубина»
Индия выдала разрешение на морское страхование российским компаниям
Зеленский высказался о сотрудничестве с Трампом в случае его победы на выборах
В АСТ предложили отдать биографию Пазолини с цензурными плашками в музей
Чемпион мира назвал минус завершившегося финала Кубка Гагарина
Россиянин заплатил 1 млн рублей долгов по алиментам в обмен на водительские права
Названы способы избежать столкновения с электросамокатом
60-летняя женщина примет участие в конкурсе «Мисс Аргентина» благодаря молодой внешности
В Минсельхозе заявили, что не могут регулировать стоимость яйц
Путин анонсировал свой первый зарубежный визит на новом сроке полномочий
Все новости