Виноваты пассажиры

Введение новых билетных тарифов вызвало путаницу в столичном метро

В первый день введения новых билетов в московском метро возникла неразбериха: обещанные подешевевшие проездные москвичам предлагали по старой цене. В мэрии объяснили, что «все прелести нового билетного меню» пассажиры почувствуют со 2 апреля. А пока поступил в продажу единый проездной на все виды общественного транспорта, но по старым тарифам. До главного нововведения — отмены бумажных билетов на одну-две поездки на метро — еще далеко, но правозащитники уже собрались обжаловать это решение в суде.

Первый день введения новых проездных билетов в московском метро вызвал недовольство пассажиров. Несмотря на организованную властями разъяснительную кампанию относительно нового тарифного меню и этапов его введения, в пятницу возникла путаница при покупке билетов. Люди жаловались, что им предлагают проездные нового образца на старых условиях. В частности, обещанные билеты на 60 поездок с заявленной стоимостью 1200 рублей и сроком действия в три месяца, продавались в кассах по 1245 рублей, а срок их действия по-прежнему составлял 45 дней. То же самое касалось и проездных на 20 поездок: обещанного снижения цены с 520 до 500 рублей не произошло.

У касс на станциях висели прейскуранты со старыми данными: стоимость нескольких категорий билетов, которая должна была измениться, осталась прежней. Зато рядом появились плакаты о введении новой единой системы проездных билетов для общественного транспорта.

Как пояснили «Газете.Ru» в департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, путаница возникла из-за того, что пассажиры невнимательно ознакомились с информацией, касающейся нового тарифного меню, введение которого будет происходить поэтапно.

«Билетное меню в полном объеме вводится со второго апреля, — подчеркнули в пресс-службе департамента. — Сейчас мы просто объединили два вида билетов, сделав билет на метро действительным на наземном транспорте Мосгортранса. Чтобы люди попробовали, как это удобно, когда один вид билета действует на все виды общественного транспорта. Сейчас это стало возможно, но пока по старым тарифам. А все прелести билетного меню пассажиры почувствуют со 2 апреля».

Новое тарифное меню на столичном общественном транспорте будут вводить в течение 2013 года в три этапа. С 1 февраля поступил в продажу единый билет на все виды общественного транспорта, кроме электричек, на фиксированное число поездок (от 1 до 60). Билеты на метро без лимита поездок (на 30, 90, 360 дней) остаются в продаже без изменений и продолжат действовать только на метро. Сохраняются безлимитные билеты на определенное число дней и на наземный транспорт. «Единый» билет можно приобрести в кассах метрополитена, билетных автоматах на станциях метро, а также в наземных киосках Мосгортранса. Цена одной поездки на метро остается прежней – 28 рублей. Цена одной поездки в городском наземном транспорте – 25 рублей, при покупке у водителя – 28 рублей.

Купленные ранее проездные не «сгорают». «Билеты, купленные до 1 февраля 2013 года на отдельные виды транспорта, будут действовать на тех условиях, на которых они приобретались», — подчеркивают в департаменте.

Со второго этапа, который отсчитывается как раз с апреля, предусмотрено пять вариантов билетов с фиксированным количеством поездок, от 5 до 60, и с увеличенным в два раза — до 90 дней — сроком действия. А также безлимитный вариант на 30 дней. Стоимость безлимитного единого проездного составит 2200 рублей (на 180 рублей дешевле существующего сегодня). На билеты на малое число поездок цены округлят в сторону увеличения, на большое — в сторону уменьшения. Так, стоимость билета на 60 поездок снизится с 1245 до 1200 рублей, а цена билета на 5 поездок вырастет со 135 до 150 рублей.

Кроме того, со 2 апреля в Москве появится билет «90 минут», дающий возможность совершать в течение полутора часов одну поездку на метро и неограниченное число поездок на наземном транспорте. Цена за один маршрут с пересадками составит 50 рублей. С 1 июня этот билет (но не купленный у водителя, а на электронном носителе) подешевеет до 44 рублей.

Также со 2 апреля вводится «электронный кошелек» — пластиковая карта многократного использования с возможностью пополнения и несгораемым остатком. Стоимость проезда на всех видах транспорта при пользовании «электронным кошельком» останется неизменной как минимум еще два года, обещают в мэрии. То есть в метро с карты будет списываться 28 рублей, а в троллейбусе — 26 рублей. Планируется, что со временем этой картой можно будет оплатить парковку, проезд в «Аэроэкспрессе» или пригородной электричке. А сам «кошелек» станет персонифицированным — привязанным к номеру телефона. Пополнить баланс карты можно будет так же легко, как баланс мобильного телефона: с помощью СМС, платежных и банковских терминалов и т. д.

Чтобы пассажиры могли привыкнуть к новой системе, вводится трехмесячный переходный период от второго к третьему этапу: в течение этого времени можно будет купить бумажный билет на 1–2 поездки в автоматах метро по округленной цене 30 и 60 рублей соответственно.

С 1 июля такие билеты планируется отменить, по прежним ценам они перейдут на пластиковую карту. Для пассажиров наземного транспорта, не пользующихся метро, билет сохранится практически без изменений. Однако и здесь произойдет «округление» цен и числа поездок. До 1 июля у водителя можно будет купить билет на 2 поездки за 50 рублей. После этого срока — на 4 поездки за 100 рублей, на 40 поездок — за 700 рублей. А также билет на 90 минут (с пересадками). В кассах билет на 1–2 поездки в привычном виде сохранится.

Для туристов и гостей города, находящихся в Москве проездом, со 2 апреля предусматривается безлимитный билет на все виды транспорта, действующий 24 часа с момента первой валидации. Цена такого билета — 200 рублей.

Между тем ряд общественных организаций, которые, в отличие от рядовых пассажиров, тщательно разобрались с новым «меню», уже заявили о его недостатках.

Так, по мнению Союза пассажиров, проездной «90 минут» в Москве нужно доработать во избежание конфликтных ситуаций. «Из-за того что на билете «90 минут» время фиксируется только в электронном виде, а не печатается, будут возникать конфликтные ситуации. Я считаю, что нужно, чтобы на билетах печаталось время их активации», — сообщил РИА «Новости» председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков. Кроме того, как считает Янков, из-за введения такого билета может увеличиться число мошенников, подделывающих проездные, и число «подрабатывающих» пенсионеров, предлагающих пассажирам в часы пик пройти через турникеты по более низкой цене.

В организации «Общественный контроль» продажу проездных билетов, действующих 90 минут, назвали навязанной услугой, поскольку пассажиру приходится автоматически платить за наземный транспорт, даже если он не планировал пользоваться автобусом. То же самое касается годового безлимитного билета на метро: его заменит билет, который будет действовать на всех видах городского общественного транспорта и стоить дороже на 6 тыс. рублей.

Кроме того, правозащитники пообещали мэрии оспорить через суд отмену с 1 июля бумажных билетов на одну-две поездки и безлимитных билетов на метро.

Отмена разовых билетов ущемляет права пассажиров метро, считают правозащитники, особенно тех, кто редко им пользуется. И в особенности людей, находящихся в Москве проездом: даже при заведении «электронного кошелька» человеку придется выложить за него залоговую стоимость в 50 рублей, а при желании вернуть сам «кошелек» и деньги — тратить время на поиски места, где это можно сделать.

В мэрии эти претензии называют надуманными. Как заявил журналистам руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Максим Ликсутов, московские власти думают в первую очередь о большинстве населения города, которое получает возможность выбора наиболее удобного маршрута и билета. По его словам, нововведение снизит стоимость проезда для наиболее активных пассажиров и позволит избавиться от огромных очередей в кассы метрополитена. А что касается оплаты одной-двух поездок, то это можно будет сделать с помощью «электронного кошелька». При этом залоговую стоимость «кошелька» — 50 рублей — можно будет вернуть в любой момент.

В департаменте уточняют, что пассажиры, не желающие переходить на «электронный кошелек», смогут приобрести бумажный билет на 5 или 11 поездок с увеличенным до трех месяцев сроком действия. По мнению разработчиков нового «ценового меню», это станет полноценной альтернативой одноразовым билетам: сегодня более 95% москвичей, приобретающих билет на одну поездку, за такой промежуток времени пользуются метро более пяти раз.