«Зенит-3SL» остался на экваторе

Украинская ракета-носитель «Зенит-3SL» не вывела на орбиту коммерческий спутник связи «Интелсат-27»

В Тихом океане состоялся неудачный запуск спутника связи «Интелсат-27». Его выводила на орбиту украинская ракета-носитель «Зенит-3SL», однако после 40-й секунды полета связь с ракетой пропала, а затем у нее аварийно отключился двигатель, сделанный в НПО «Энергомаш». Ракета с оборудованием упала в океан, никто из людей не пострадал. На запуск могли повлиять неблагополучные погодные условия.

В пятницу произошла авария при запуске ракеты-носителя «Зенит-3SL», которая должна была вывести на орбиту спутник связи «Интелсат-27». Старт произошел в 10.56 по московскому времени на экваторе, в Тихом океане, с плавучего космодрома — платформы Odyssey в рамках международной коммерческой программы Sea Launch («Морской старт»), в которой участвует российская РКК «Энергия».

Не прошло и минуты, как стало ясно, что запуск прошел не в штатном режиме. «Примерно через 40 секунд после старта вся телеметрия (с ракеты) пропала», — говорится в сообщении корпорации Sea Launch AG

Затем у ракеты отключился двигатель. «Произошла нештатная ситуация, аварийное отключение двигателя первой ступени, примерно на 50-й секунде полета. Сейчас разбираемся, что произошло», — сообщил журналистам глава РКК «Энергия» Виталий Лопота.

«Ракета с оборудованием упала в океан, никто из людей не пострадал», — добавили «Газете.Ru» в пресс-службе РКК «Энергия».

Источник «Интерфакса» в ракетно-космической отрасли предположил, что авария могла произойти из-за сильного волнения Тихого океана в районе старта. Стабилизирующие двигатели платформы едва справлялись с поддержанием устойчивости. Вероятно, «сразу после старта системы ракеты определили нештатную ситуацию, вызванную неустойчивостью платформы, и, чтобы не повредить ее, включили двигатели на увод ракеты от пусковой платформы», — сообщил источник.

Авария также могла произойти из-за сбоя в системе управления ракетой, заявил агентству РИА «Новости» источник в ракетно-космической отрасли. «Пятидесятые-шестидесятые секунды — это время прохождения ракетой максимальных аэродинамических нагрузок, и поскольку это время является наиболее трудным с точки зрения управления ракетой, скорее всего, авария произошла из-за сбоя в системе управления, что, в свою очередь, может означать целый комплекс причин. К примеру, либо были выданы неправильные команды, либо команды неправильно выполнялись», — сказал собеседник агентства.

Спутник на орбиту должна была вывести ракета-носитель «Зенит-3SL», которую производит украинское КБ «Южное». Далее должен был включиться разгонный блок ДМ-SL, который был создан в РКК «Энергия».

«Однако до работы нашего блока так и не дошло, — пояснили «Газете.Ru» в пресс-службе РКК «Энергия». — Он должен был включиться через полчаса после начала старта». Комментировать аварию в российской компании отказались.

Впрочем, двигатель первой ступени — РД-171М, установленный на украинской ракете, был сделан российским НПО «Энергомаш», об этом говорится на сайте компании в информации с анонсами запусков на февраль.

«Двигатель отработал абсолютно штатно: штатно произведен пуск, штатно отработал 20 секунд, штатно отключился по сигналу системы аварийного выключения двигателя. Именно штатно, без каких-либо замечаний», — сказал «Интерфаксу-АВН» руководитель предприятия — исполнительный директор НПО «Энергомаш» Владимир Солнцев. «К двигателю претензий нет. Это 100% гарантия», — добавил он, отвечая на вопрос, могла ли авария произойти из-за того, что двигатель первой ступени не смог набрать необходимую тягу.

В настоящее время специалисты выясняют причины неудачи. «Для расследования причин этого создана комиссия», — говорится в сообщении РКК «Энергия». Ранее дата старта ракеты была перенесена на сутки, что, как сообщалось, было обусловлено «внешними организационными причинами, не связанными с техническим состоянием комплекса и его возможностями». Ранее представители компании Sea Launch AG пояснили, что сбой в графике запусков произошел из-за 24-часовой задержки запуска NASA с мыса Канаверал во Флориде другой ракеты-носителя — Atlas-5 вследствие неисправности в системе дистанционного управления пиротехническим оборудованием. На первой ступени ракеты Atlas-5 также стояли двигатели НПО «Энергомаш» — РД-180.

Спутник IS-27 должен был усилить группировку UHF Follow-On (аппараты серии UFO), работающую в интересах военно-морского флота США, и создаваемую спутниковую группировку Mobile User Objective System (MUOS), говорится на сайте Intelsat General Corporation. Эти группировки обеспечивают связь в интересах ВМФ США по всему миру.

«Intelsat оказывает коммерческие услуги в диапазоне УВЧ (ультравысоких частот — здесь и далее «Газета.Ru») министерству обороны США в рамках продолжения таких наших программ, как Marisat и Leasat (уже не используемые спутниковые группировки связи ВМФ США). Система опирается на нашу текущую программу с австралийскими вооруженными силами», — пояснил вице-президент Intelsat General Corporation Дон Браун.

«Полезная нагрузка IS-27 UHF эквивалентна по функционалу спутнику UFO-11 военно-морского флота», — добавил он.

Компания Sea Launch, единственная в мире, проводит запуски из района экватора с плавучей станции. «Возможность проведения запусков непосредственно с экватора позволяет максимально использовать эффект вращения Земли, а значит, повышает эффективность средств выведения по выводимой массе при запуске космических аппаратов на геостационарную орбиту и соответственно снижает удельную стоимость их доставки на целевую орбиту», — говорится на сайте РКК «Энергия».

В рамках программы Sea Launch было проведено 35 пусков, в том числе один частично успешный и три неудачных. Первый запуск состоялся в 1999 году. Все спутники на орбиту выводились ракетой-носителем «Зенит-3SL» и разгонным блоком ДМ-SL. «Все аппараты доставляются на сборочно-командное судно, базирующееся в Тихом океане, около берегов США, и там монтируются», — пояснили «Газете.Ru» в пресс-службе РКК «Энергия». В порту сборочно-командное судно служит сборочным цехом, а в открытом море — центром управления подготовкой и пуском ракеты-носителя.

Ведет программу международный консорциум SLC (Sea Launch Company), созданный в 1995 году. По данным на 2010 год, в него входят американская фирма Boeing Commercial Space Company (40% капитала), российская РКК «Энергия» (25%), украинские КБ «Южное» (5%) и ПО «Южмаш» (10%), а также норвежская судостроительная компания Aker Kvаrner (20%).

В 2009 году консорциум SLC объявил о банкротстве, после чего произошла финансовая реорганизация. Было решено, что финансировать запуски будет Energia Overseas Limited (EOL) — дочерняя компания российской РКК «Энергия». В итоге EOL получила 95% акций консорциума, у Boeing осталось 3% акций, и 2% акций — у норвежской судостроительной компании Aker Solutions (Aker Kvаrner является ее дочерней компанией).