Больных детей мобильно обокрали

Мошенники украли пожертвования для больных детей, отправленные на сим-карты родителей

Анастасия Берсенева 20.12.2012, 16:42
Одной из возможностей получить пожертвования является перевод денег на номера сим-карт iStockPhoto
Одной из возможностей получить пожертвования является перевод денег на номера сим-карт

На Урале мошенники украли пожертвования, направленные на мобильные счета родителей больных детей. Суммы доходили до 90 тысяч рублей. Все случаи связаны с сим-картами «Билайна». В полиции отказываются возбуждать уголовные дела, жалуются пострадавшие. После вспыхнувшего скандала сотовый оператор пообещал возместить все потери.

О краже пожертвований на лечение больных детей рассказал представитель благотворительного фонда «Живи, малыш!» Егор Бычков, ранее возглавлявший нижнетагильское отделение фонда «Город без наркотиков». «Похоже, в компании «Билайн» работают жулики, которые открыли для себя новый способ халявного заработка — воровать эти деньги с сим-карт», — написал в своем блоге в LiveJournal Бычков вечером 19 декабря. Он рассказал, что жертвами мошенников стали родители, которые собирали деньги на лечение своих детей. Диагнозы у всех тяжелые. В России помочь таким пациентам не могут, но за границей медицина способна их спасти. Вот только требующиеся суммы — непосильны для простых граждан. Выручают добросердечные люди. Одной из возможностей получить пожертвования является перевод денег на номера сим-карт. Владелец карты может снять их, переведя на банковский счет. Правда, есть ограничение по сумме снятия: не более 15 тыс. рублей в неделю и не более 40 тыс. — раз в месяц.

Как оказалось, счетами, на которых водились большие суммы, заинтересовались некие мошенники. Правда, их жертвами оказались вовсе не миллионеры.

Жительница Североуральска Ольга Матрахина потеряла 90 тыс. рублей — это были пожертвования, которые по «20–50 рублей» приходили на ее сим-карту от добрых людей. Российские врачи отказались помогать ее 18-летней дочери Тане Угрюмовой, у которой была саркома бедра с метастазами в легком. Ей предложили ампутацию ноги. Осенью девушка прошла лечение в клинике Израиля. Ногу сохранили, убрали опухоль из легкого. В январе запланирована операция на втором легком и затем химиотерапия, но для этого нужны деньги.

«30 ноября я была в Израиле — дочери только сделали операцию, — и попробовала перевести деньги с сим-карты на счет в банке, но в операции мне отказали. Я подумала, что лимит на снятие денег еще сохраняется, а 1 декабря сим-карта оказалась заблокированной», — говорит Матрахина. Операторы «Билайна» пояснили ей, что карта была заблокирована по просьбе ее владельца, а деньги были переведены на чужой банковский счет.

В ходе дальнейших разбирательств выяснилось, что запрос обработал оператор на Дальнем Востоке. Деньги были сняты через универсальную платежную систему RURU. «Но я же нахожусь в Израиле, а живу на Урале», — недоумевает Матрахина. Номер банковского счета, куда ушли ее деньги, в «Билайне» пообещали выдать только по запросу полиции. Матрахина вернулась в Россию и 4 декабря написала заявление в полицию. «На рассмотрение запроса там отводится 10 дней. Выяснилось, что только на девятый день следователь Марина Шульмина направила запрос в «Билайн», а на десятый день ответ не пришел, и тогда она отказала в возбуждении дела, — говорит пострадавшая. — Начальник ОВД по Североуральску Григорий Озорнин заявил мне, что, видимо, следователю было некогда. Он сказал: «Так ведь скоро Новый год, приходите после него». Я была в бешенстве. Кто-то лишает мою дочь права на жизнь, а мне говорят, что ничего страшного, еще насобираю». Следователь Шульмина была более аргументирована.

«Следователь сказала: «Ну это же не ваши личные деньги, вы же их сами не клали на счет, значит, они не ваши», — говорит Матрахина.

18 декабря она встретилась с директором «Билайн» в Екатеринбурге Юлией Волковой, но та подтвердила, что возвращать ушедшие средства можно только через полицию. 9 января Матрахина с дочкой опять улетает в Израиль, 14 января должна быть операция. На нее требуется $70 тыс. Сейчас один из благотворительных фондов помогает собрать хотя бы часть средств для депозита.

Не смог сотовый оператор сразу помочь матери двухлетнего Максима Наталье Барковской из Нижнего Тагила. У ребенка — детский церебральный паралич, органическое поражение центральной нервной системы, эпилепсия и ряд других заболеваний. «В марте врачи нижнетагильской инфекционной больницы выписали Максима, заявив, что он умирает и ему ничем не помочь. Но мальчик продолжает жить, и мать собирает деньги на лечение», — говорит Бычков.

Сим-карта, на которую собирали средства для Максима, была оформлена на сестру Натальи — Светлану. С ее счета пропали 8 тыс. рублей по той же схеме.

Сначала якобы симка была заблокирована по просьбе владельца, а затем была выпущена новая, но уже без денег.

«А потом и наш благотворительный фонд «Живи, малыш!» попал в такую же ситуацию», — добавляет Бычков. Сим-карта была оформлена на юриста фонда Ольгу Пермякову. На счете было 80 тыс. рублей. «Я в октябре лежала с ребенком в больнице в Челябинске, а когда, вернувшись, открыла личный кабинет, внезапно обнаружила, что сим-карта была оформлена на другого человека, — говорит Пермякова. — В офисе «Билайна» проверили базу данных и пояснили, что мою сим-карту продали за месяц пять раз, при этом никакого договора о расторжении контракта не было. Все это время я пользовалась этим номером, ничего не подозревала. Так как у меня были все документы на руках, то сим-карту опять переоформили на меня. В «Билайне» добавили, что только их сотрудники могли такое сделать, никто со стороны не мог влезть в базу данных».

Пермяковой пояснили, что записи поменял один из сотрудников оператора, «который уже уволен».

Однако были ли его действия банальной халатностью или целенаправленным зарабатыванием легких денег, в «Билайне» юристу не пояснили. «Думаю, смена владельцев сим-карты была подготовкой к снятию денег, заметанием следов. Эти люди, скорее всего, даже не подозревали, что на них была оформлена симка», — добавляет Пермякова.

Торговая марка «Билайн» принадлежит компании «Вымпелком». Ее представители «незамедлительно связались с автором поста», пояснила «Газете.Ru» руководитель пресс-службы «Вымпелкома» Анна Айбашева. Егор Бычков подтвердил это: «Сегодня звонили уже из «Билайна». Обещали разобраться, деньги вернуть, виновных наказать. Справедливости ради отнеслись к проблеме по человечески, а не формально. Думаю, все решится».

Айбашева заявила, что «Вымпелком» возместит украденные деньги пострадавшим.

«Безусловно, компания вернет деньги, выведенные с номера мошенниками. Мы также готовы оказать всю необходимую с нашей стороны помощь сотрудникам правоохранительных органов по выяснению личностей мошенников», — сообщила она. В настоящее время компания проводит служебное расследование.

Айбашева добавила, что «Вымпелком» не будет обращаться с заявлением в полицию, так как это уже сделали потерпевшие.

В МВД по Свердловской области заявили, что информация об отказе в возбуждении дела является неверной. «По данному факту полиция ведет проверку, ждет ответа от «Билайна», после чего примет процессуальное решение», — заявил «Газете.Ru» начальник пресс-службы областного МВД Валерий Горелых. Он добавил, что «сотрудники полиции понимают, что речь идет о детях».