В пятницу был опубликован указ Владимира Путина «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций». Согласно документу, новая система должна будет появиться через год — к 1 января 2014 года.
В задачи системы оповещения входит стандартное «доведение до каждого человека в зоне угрозы возникновения ЧС достоверной информации», но для этого государство планирует использовать самые современные технологии, а также такие средства массового информирования, как мобильная связь и интернет.
Как заявил в пятницу глава МЧС Владимир Пучков, в основе новой системы оповещения будет ныне существующая, которую планируется дополнить новыми технологиями. «Система будет базироваться, с одной стороны, на существующих системах оповещения, с другой стороны, будут созданы новые сегменты, которые будут использовать новые перспективные технологии», — отметил Владимир Пучков.
«При создании системы комплексного оповещения будут учтены особенности всех регионов нашей страны», — сообщил министр.
Он добавил, что в этой работе будут активно участвовать органы самоуправления и руководители предприятий.
В МЧС разработана концепция создания комплексной системы информирования и оповещения населения. В документе говорится о том, что риски быстро меняются: идет рост масштабов ЧС, появляются крупные инфраструктурные проекты и новые места с массовым пребыванием людей. Это требует сокращения времени оповещения населения об угрозах и более масштабного охвата территории средствами информирования. В идеале каждый человек даже в самых труднодоступных местах должен в кратчайшие сроки узнать о надвигающейся опасности.
С другой стороны, и уже существующие системы оповещения устаревают.
Их становится невозможно связать с новыми, более современными системами вроде ОКСИОН — системы информирования населения в местах массового пребывания людей, а также с цифровым телевидением и сетями мобильной связи. Согласно анализу состояния существующих систем информирования, в 19% субъектов используются системы, которые созданы еще в 70-х годах и которые не могут в автоматизированном режиме направлять сообщения о ЧС на кабельное телевидение.
Остро стоит вопрос и о выработке сроков эксплуатации оборудования. К 2014 году будут превышены сроки эксплуатации комплексов технических средств оповещения, таким образом, их готовность будет снижаться, а затраты на их обслуживание — расти. А сети оповещения, разработанные в 70-е и 80-е годы, уже выработали три и более эксплуатационных ресурса.
Еще одна проблема — неукомплектованность территорий и учреждений средствами оповещения. Например, не во всех селах есть электросирены и громкоговорители. В Дагестане, Ингушетии, Чечне и Бурятии нет автоматизированных систем оповещения — они были разрушены или демонтированы в 90-е годы, сообщается в концепции. В запасных пунктах управления органов исполнительной власти в 23 субъектах России нет возможности управлять системами оповещения. Также в стране ощущается нехватка резерва мобильных средств оповещения.
Всего региональные системы обеспечивают оповещение около 86,9% населения страны, и это число неуклонно снижается, так как готовность оборудования к реагированию на угрозы падает, указано в документе.
Создание новой системы экстренного оповещения будет развиваться несколькими путями, указано в концепции. Первый — модернизация существующего оборудования. Даже новейшая система ОКСИОН (установленные в 2011 году на улицах в 38 крупных городах светодиодные экраны, плазменные панели и «бегущая строка» с информацией от МЧС) требует совершенствования, в частности, внедрения решений по энергосбережению. Второй путь — использование современного оборудования и более массовое информирование, в том числе через СМИ и мобильную связь: это могла бы быть бегущая строка на телеканалах, радиосообщения и СМС-рассылка. Про стационарные телефоны в МЧС, впрочем, тоже пока не забывают: в концепции упоминается возможность автоматического обзвона населения.
Что касается использования интернета для оповещения населения, то такую возможность еще предстоит тщательно изучить, говорят в МЧС. Еще один путь заключается в совершенствовании законов. Например, сейчас в законодательстве не установлено обязательство операторов связи за свой счет информировать население об угрозе. А закон «О связи» требует оказывать услуги связи для государственных и муниципальных нужд только возмездно и на основе договора. Если же оператор попытается самостоятельно предупредить людей, то к нему могут возникнуть претензии со стороны налоговых органов. Впрочем, будут ли представители министерства добиваться изменения этой нормы, не сообщается.
Ожидается, что уже в 2012 году будут предприняты первые шаги по выполнению указа президента. В октябре глава МЧС Владимир Пучков говорил о существовании проекта создания системы раннего предупреждения и оповещения населения о ЧС, который рассчитан на ближайшие три года.
Внимание общественности к системам оповещения населения о ЧС было привлечено после наводнения на Кубани в июле 2012 года. Тогда из-за проблем с информированием людей город Крымск и прилегающие населенные пункты были затоплены. Погиб 171 человек. После трагедии МЧС РФ объявило о внеплановой проверке систем оповещения по всей стране.