Капитан валит на медленного рулевого

Прошел четвертый день предварительных слушаний по делу о крушении лайнера Costa Concordia и гибели 32 человек

Капитан затонувшего лайнера Costa Concordia на суде заявил, что виноват не он один. Франческо Скеттино считает, что своими действиями предотвратил еще большую катастрофу. Также он отметил, что в трагедии может быть повинен и рулевой, который не сразу выполнял его команды.

В четверг капитан затонувшего итальянского лайнера Costa Concordia Франческо Скеттино выступил на предварительных слушаниях в городе Гроссето, пишет итальянская газета La Repubblica. Заседание проходило за закрытыми дверями.

Скеттино инкриминируют непредумышленное убийство 32 человек, вменяют ответственность за крушение корабля, а также обвиняют в том, что он покинул лайнер до завершения эвакуации пассажиров и команды. «Сейчас мы пытаемся понять, что же на самом деле произошло», — заявил адвокат Скеттино Франческо Пепе.

«В любом случае главное – что каждый виновник происшествия за него ответит», — добавил он.

Как только судья дал слово пока единственному подозреваемому в этом деле, Франческо Скеттино в первую очередь обратился к свидетелям-экспертам, в частности, к адвокату компании Costa Cruises, которой принадлежал затонувший лайнер. «Мне показалось, что он достаточно воинственно себя вел, как и его адвокаты», — сказал после заседания представитель Costa Cruises Марко де Лука.

Во время своей речи Скеттино признал, что частично виновен в том, что корабль водоизмещением 114,500 тонны налетел на скалы неподалеку от Тосканского острова Джилио 14 января этого года. В то же время он утверждал, что, отдав команду держать курс на мелководье, предотвратил гораздо более серьезную катастрофу. Кроме этого бывший капитан заявил, что руководство Costa Cruises было осведомлено, что корабли компании всегда подходят к острову Джилио, чтобы таким образом поприветствовать коллег-капитанов.

Представитель Costa Cruises решительно отверг предположения опального капитана. Воспользовавшись предоставленным ему правом голоса, он заявил, что все оборудование на корабле было в исправном состоянии, намекая на то, что ранние заявления Скеттино о проблемах с генератором не более чем инсинуации.

«Я не удивлен, но и не озадачен тем, что капитан Скеттино попытался свалить вину на других», — заявил после слушания Марко де Лука.

С версией о «спасительном крушении» не согласен и прокурор Франческо Верусио. По его словам, корабль развернулся к мелководью уже после столкновения, причем по причинам, не зависящим от действий капитана. «Пассажиров спас Бог, потому что ветер дул как раз в сторону отмели. Если бы в ту ночь не было ветра, корабль мог затонуть в один миг», — заявил Верусио.

Во время слушаний Скеттино объявил, что к трагическому происшествию приложил руку и рулевой, который неправильно истолковал его команды. Впрочем, бывшего руководителя водолазной группы Каво Драгоне, который пришел суд в качестве эксперта, Скеттино тоже не убедил. «13 секунд, которые протянул рулевой, не бросившись выполнять команды немедленно, не сыграли никакой роли, и корабль так и так налетел бы на камни», — сказал Драгоне.

Ранее, во время предварительных слушаний во вторник, обнаружились новые детали. Так, стало известно, что эхолот на корабле Costa Concordia во время трагедии был отключен. Об этом заявили присутствовавшие в суде эксперты, в том числе водолазы и инженеры, которые обследовали корабль после крушения. Представитель Costa Cruises, в свою очередь, заявил, что систем слежения на корабле было более чем достаточно и все они были в рабочем состоянии. Группа по защите прав потребителей Codacons предпочла не занимать ничью позицию. «Может, это правда, но может статься, что все эти детали были выдуманы специально, чтобы очернить капитана Скеттино», — заявил адвокат компании Джулиано Леуцци. «В любом случае надо тщательно изучить этот вопрос», — добавил он.

Теперь суд должен решить, достаточно ли веские обвинения выдвигают прокуроры против бывшего капитана.

Сам Скеттино настроен оптимистично: «Слушания идут хорошо».

В день катастрофы 14 января этого года на борту лайнера находились около 4200 пассажиров и членов экипажа. Круизный корабль Costa Concordia длиной 290 метров напоролся на рифы неподалеку от острова Джильо в регионе Тоскана. После происшествия компания — владелец судна Costa Cruises уволила капитана Скеттино, единственного подозреваемого по уголовному делу о катастрофе. Компания также предложила компенсации пострадавшим и их семьям в размере 9 тысяч евро, но многие заявили, что этого мало: они намерены подавать судебные иски с требованием большей компенсации. По данным следствия, команда лайнера на час запоздала с объявлением тревоги и эвакуации, которая при этом проходила с серьезными нарушениями.

Прокуратура требует отправить 52-летнего Скеттино в тюрьму на 2697 лет: по 8 лет за каждого погибшего, пропавшего без вести или же оставленного на борту человека, 15 лет за непреднамеренное убийство и 10 лет за преступную халатность.