Учебный план на 7 триллионов

В правительстве в последний раз перед принятием обсудили госпрограмму развития образования до 2020 года



Дмитрий Ливанов озвучил итоговые положения проекта государственной программы «Развитие образования...

Дмитрий Ливанов озвучил итоговые положения проекта государственной программы «Развитие образования до 2020 года»

РИА «Новости»
На селекторном совещании в правительстве в последний раз обсудили проект государственной программы «Развитие образования до 2020 года», в ближайшее время ее должны принять. За ближайшие восемь лет планируется потратить на нужды образования почти 7 триллионов рублей из федерального и регионального бюджетов. Но, будут ли реально выделены эти деньги, пока большой вопрос.

В четверг во время селекторного совещания в правительстве с регионами министр образования и науки Дмитрий Ливанов озвучил итоговые положения проекта государственной программы «Развитие образования до 2020 года». Документ был вынесен на общественное обсуждение в июле этого года, и все это время шла доработка финального варианта документа.

Программа состоит из пяти ключевых направлений, которые касаются не только образования граждан разных возрастных групп, но и предусматривают идеологическую работу среди молодежи, а также развитие института общественного контроля в образовательной среде.

На реализацию программы из средств государственного бюджета выделено 3 триллиона 991 миллиард рублей, что, по предварительным подсчетам, составит в расчете на каждый год 0,61 ВВП. Всего же за восемь лет (с 2013-го по 2020 год) предполагается потратить около 7 триллионов рублей, учитывая региональные бюджеты.

Подпрограмма «Развитие профессионального образования» — одна из самых масштабных.

По словам министра, на ближайшие годы намечен резкий рост зарплат профессорско-преподавательского состава.

В частности, в этом году зарплата преподавателей вузов должна достичь средней по экономике в регионе, а к 2018 году она поднимется до 200% от этого уровня. Но наряду с этим Ливанов дал понять, что ожидается ужесточение требований к качеству преподавания и к уровню квалификации. По его словам, будет осуществлен «переход на эффективный контракт», в рамках которого педагог должен будет использовать и внедрять «современные образовательные технологии», а также активно участвовать в научной работе.

В области развития международной конкурентоспособности вузов ожидается, что к 2020 году не менее пяти из них должны оказаться в первой сотне ведущих международных рейтингов.

Будет повышена академическая мобильность студентов, в том числе за счет использования международных стажировок. «Мы в сотни раз увеличим число студентов, которые хотя бы один семестр провели в иностранном вузе», — пообещал министр.

Также он анонсировал активное развитие системы среднего профессионального образования (СПО). «С каждым регионом идет разработка программ «дорожных карт» развития системы среднего профессионального образования. Делать это будем с привлечением крупных компаний-работодателей и на основе частно-государственного партнерства».

Однако, рост зарплат преподавателей, работающих в системе начального и среднего профессионального образования, будет не таким стремительным, как в вузах.

По плану только к 2020 году они должны выйти на уровень 100% от средней зарплаты по экономике в регионе.

В рамках развития дошкольного, общего и дополнительного образования в первую очередь планируется выполнить все обязательства по зарплате учителей, а также повысить зарплаты сотрудникам системы дошкольного и дополнительного образования. Рост составит 80% от средней по экономике региона уже в этом году, и к 2020 году этот показатель должен вырасти до 100%.

Государство планирует и дальше вовлекать в управление образовательными процессами общественные силы: развитие института общественных наблюдателей на ЕГЭ, общественные советы при школах и детских садах и другие механизмы привлечения общественности.

Молодежная политика тоже стала частью проекта программы «Образование-2020». В частности, по словам министра, планируется ряд мероприятий, направленных на «обновление молодежной политики». «Нам нужно сделать так, чтобы молодежная политика обеспечивала положительную социализацию подростков», — заявил Ливанов и предложил «продвигать положительные социальные ожидания и установки».

По ходу выполнения программа будет корректироваться, но при этом министерство намерено отслеживать процесс выполнения поэтапно.

«По каждому из уровней составлены «дорожные карты», которые увязывают программу по срокам и достигаемым результатам. Хочу обратить внимание, что эти «карты» должны активно использоваться регионами», — предупредил министр.

Пока что главная проблема, связанная с программой, — это дефицит бюджета.

«Бюджетные проектировки в рамках бюджета, который внесен в Госдуму, не обеспечивают достижения требуемых результатов по нескольким важным направлениям», — пояснил Ливанов. Недофинансированы такие направления, как дополнительное образование и развитие системы СПО. Тем не менее документ в ближайшее время должен быть одобрен.

Как заявила во время совещания вице-премьер Ольга Голодец, на днях программа будет рассмотрена в правительстве и ее примут.

При этом эксперты считают, что выполнить программу будет крайне сложно. «То, на что можно рассчитывать реально, — средства федерального бюджета, но это от 18% до 20% общего объема финансирования. А остальная часть — средства региональных и местных бюджетов. Решения о финансировании принимаются на местах губернаторами и органами местного самоуправления и зависят от того, насколько регионы смогут сформировать свои бюджеты. Основная часть поступает от отчислений с НДФЛ, и тут все зависит от уровня занятости населения, от уровня зарплат, от экономической активности субъекта. Не все регионы восстановили свои экономики, — считает директор института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. — А если говорить о софинансировании со стороны семей или бизнеса, то тут наблюдения тоже не оптимистичные. Даже в расходах обеспеченных семей доля на софинансирование образования начала сжиматься. То же можно сказать и о бизнесе — невысокая степень поддержки развития образования, выделения средств на переоснащение и переоборудование. Кроме того, к 2017 году ожидается увеличение общей численности обучающихся: дошкольников это уже коснулось, сейчас наполнится начальная школа, а дальше все по ступеням. Все эти обстоятельства позволяют сделать выводы, что выполнить программу будет крайне сложно».