Тюмень вступает в траур

В среду пройдут первые похороны погибших в авиакатастрофе АТР-72 в Тюмени

Родственники погибших в авиакатастрофе в Тюмени заняты подготовкой к похоронам: первые состоятся в траурную среду. Опознаны уже почти все жертвы аварии. Тем временем следователи склоняются к версии, что ATP-72 рухнул из-за обледенения крыльев, которые не были обработаны специальной жидкостью.

Весь вторник Тюмень продолжала принимать родственников погибших и пострадавших в катастрофе ATP-72, разбившегося при взлете из аэропорта Рощино. Часть из них приехали, чтобы увидеть своих близких в тюменских больницах, но большинство добирались до Тюмени лишь с одной целью — на опознание, оформление свидетельства о смерти и последующих похорон.

«Люди едут с разных концов: кто из Сургута, кто из Тобольска, были из Москвы. Кто поближе, предпочитают добираться на личном транспорте, кто-то приехал на поезде, мы их встречали в ночь на вторник. Последний самолет с родственниками прилетел из Москвы в 3.00 по местному времени», — рассказывает один из членов штаба по ликвидации последствий аварии.

Мы разговариваем в гостинице «Восток», расположенной в самом центре Тюмени, куда областные власти заселили иногородних членов семей жертв авиакатастрофы. Сразу после того, как стало известно о трагедии, чиновники забронировали в «Востоке» 100 мест. Этого оказалось слишком много: потом выяснилось, что большая часть погибших — местные жители. «Делали все в спешке, еще не понимая реального количества тех, кто приедет. Так, на всякий случай», — говорит собеседник.

В итоге в «Восток» приехали лишь 12 человек, которым всю первую половину вторника предстояло провести в морге при 2-й областной больнице Тюмени на опознании своих родственников. Оставшиеся места заняли московские журналисты — по возможности психологи старались разводить прессу и близких погибших по разным углам гостиницы.

В 16.30 по местному времени на месте крушения самолета была запланирована панихида по погибшим и установка православного креста.

Но поехать на место крушения смогли лишь те, кто уже опознал своих близких: остальные (хотя их было уже и немного) в это время еще стояли в очереди в морг.

Помещение, где проходило опознание, моргом являлось лишь номинально: областные власти разместили тела жертв в культурно-оздоровительном комплексе «Надежда». В холле мужчины всех возрастов старались сдерживать эмоции, женщины давали волю чувствам, переходя с причитаний на громкий плач. У входа дежурили несколько десятков сотрудников ОМОН, полиции и МЧС. Некоторых родственников к «Надежде» под руку подводили психологи.

Сразу после катастрофы в Тюмень съехались психологи МЧС со всей России, на одного родственника приходилось по несколько специалистов, всего их было задействовано около 200, сказали «Газете.Ru» в МЧС по Тюменской области.

К 15.00 мск были опознаны в общей сложности 23 из 31 погибших. Пройдя процедуру опознания, родственники должны были получить свидетельство о смерти и приступать к подготовке похорон, расходы за которые на себя взяли тюменские власти при поддержке местных ритуальных служб.

Расследование крушения мало интересовало тех, кто шел с опознания. «Ну проведут они экспертизу, сделают там чего-то — толку-то? Человека не вернешь», — произнес один из вышедших из «Надежды».

В среду в Тюмени начнется трехдневный траур и должны пройти первые похороны погибших в катастрофе. Скорее всего, сказали «Газете.Ru» в оперативном штабе, похоронены будут те, кто был первым опознан: «Первые были представители экипажа, их, видимо, и будут хоронить». КВС Сергей Анцин, по данным «Газеты.Ru», будет похоронен в Сургуте, откуда он родом.

Тем временем во вторник стало известно, что в Росавиации и Следственном комитете, который ведет расследование уголовного дела по факту крушения самолета, все больше склоняются к тому, что причиной падения АТР-72 стало обледенение корпуса самолета, в частности, крыльев.

Утром во вторник эксперты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) огласили предварительные данные расшифровки черных ящиков. Как сообщили в МАКе, двигатели ATP-72 работали до самого конца. Таким образом, была опровергнута версия, сводившаяся к тому, что у ATP-72 во время взлета отказал один из двигателей. «Конечно, МАК, скорее всего, будет работать еще не один месяц. Во время расшифровки черных ящиков они должны были понять, как именно работали двигатели. Но уже сейчас понятно, что они работали, а значит, эта версия не выдержала критики», — сказал «Газете.Ru» источник в Росавиации, работающий на месте катастрофы.

Он подтвердил, что ATP-72 почему-то не был обработан противообледенительной жидкостью, как должен был при низких температурах. «Если же самолет не обработан, за время стоянки на нем и на его крыльях образуется корка льда. Эта корка меняет всю аэродинамику самолета. Крылья спроектированы так, чтобы воздух шел равномерно — по верхней части крыла и по нижней. При обледенении лед меняет потоки ветра, давление на крыло тоже меняется, в результате самолет накреняется», — пояснил собеседник. АТР чувствительны к морозам, им необходима постоянная противообледенительная обработка, отметил он.

Впрочем, в Росавиации пока не собираются запрещать эксплуатацию этих самолетов, как это сделали в США после аналогичной катастрофы в 1994 году.

«Проблема не связана с типом самолета. Это могло быть абсолютно с любым самолетом. Проблема в том, что кто-то не сделал того, что должен был», — заявил на брифинге глава Росавиации Александр Нерадько.

В ближайшее время следователи должны выяснить, кто ответствен за то, что самолет не был обработан противообледенительной жидкостью: сотрудники аэропорта, технические работники «ЮТэйр» или погибший капитан воздушного судна.