Бюрократия в помощь

Российские туристы с затонувшего круизного лайнера жалуются на бюрократию в консульстве

Россияне, эвакуированные с затонувшего у берегов Италии круизного лайнера, сетуют на медленную работу дипломатов. Однако в консульстве говорят, что делают все возможное, чтобы помочь соотечественникам. В частности, практически завершена процедура выдачи справок туристам, оставшимся без документов.

Российское консульство в Италии выдает справки о потере документов последним пяти соотечественникам, оказавшимся в числе пассажиров затонувшего круизного лайнера Costa Concordia. Дипломаты говорят, что в понедельник туристы улетали из Рима «фактически нон-стопом». «Впрочем, некоторые изъявили желание остаться на некоторое время в Риме, погулять тут», — сообщил «Газете.Ru» заведующий консульским отделом посольства России в Италии Сергей Патронов. По его словам, все российские авиакомпании предоставили спасенным возможность бесплатного перелета.

Речь идет о возможности перебронирования авиабилета на более ранний срок без взимания платы.

«Насколько мне известно, иностранные авиакомпании тоже пошли на этот шаг, в частности Lufthansa — они не берут плату за перенесение даты вылета», — отметил Патронов.

Впрочем, латвийская авиакомпания AirBaltic отказалась перебронировать билеты. Рейсом этой компании пытался вернуться петербуржец, ведущий телекомпании «Ваше общественное телевидение!» Сергей Алфимов. Он путешествовал на лайнере вместе с супругой и двумя детьми. «AirBaltic, чьи билеты у меня были на обратный рейс, отказали нам в перебронировании, хотя все остальные иностранные перевозчики шли нам навстречу, — пояснил «Газете.Ru» Алфимов. — Девушка из AirBaltic сказала, что ничего не знает про корабль». В итоге петербуржец взял билеты на рейс немецкой авиакомпании Lufthansa и уже вечером в понедельник намерен быть дома.

Оценивая работу российского консульства, пассажир негодует: дипломаты встретили соотечественников в лучших традициях бюрократии.

«Мы просто видели, как работают со своими посольства других стран — быстро, оперативно, у них нет жесткой бюрократии. У нас же каждую бумажку надо по десять раз проверить, заверить, за фотографию в консульство надо было самостоятельно платить, а у самих даже туалетной бумаги нет, — сетует журналист. — Мы в очереди за справкой провели шесть часов, и при этом ни обеда, ни ужина». Не получили эвакуированные и материальной помощи от российского посольства. «Нам ни обуви для детей, ни одежды не дали, ни денег на «карманные расходы», даже продуктами не помогли, — говорит Алфимов. — Зато есть помощь от итальянского МЧС и местных фондов — они нам дали одежду». Судовладельцы тоже оказали помощь, оплатив гостиницы для пассажиров. «Но только на три дня, то есть до вторника, — пояснил Алфимов. — Сотрудники российского консульства решали вопрос о дальнейшем проживании туристов».

В консульстве уверяют, что сделали все возможное.

Как сообщил сотрудник посольства Патронов, выдача эвакуированным материальной помощи не предусмотрена их бюджетом.

«У нас нет такой статьи расхода, — говорит он. — Выдавать деньги на руки мы не можем. Но пока к нам приезжали туристы за справками, мы снабжали их водой, фруктами и печеньем. Если была необходимость в одежде, мы могли самостоятельно приобрести ее и передать туристам. Так, к нам обратился один пассажир — он был вообще в одном нижнем белье. Мы ему купили спортивный костюм в магазине рядом с консульством». Патронов добавил, что если у туристов не было денег на фотографии, то сотрудники консульства выдавали нужную сумму, не требуя какого-либо заявления. «Нам пришлось даже съездить в банк и разменять бумажные деньги: автомат с фотографиями принимал только монеты», — пояснил Патронов. Он добавил, что консульство также направило к туристам доктора, чтобы тот осмотрел спасенных, и гарантировало приобретение, при необходимости, лекарств. Кроме того, Патронов заверил, что туристам не надо беспокоиться о гостиницах: они предоставлены бесплатно итальянской стороной до момента их отъезда.

Сейчас дипломаты ведут переговоры с судовладельцами — компанией Costa Crociere. «Компенсации — это вопрос не сегодняшнего дня, — отметил Патронов. — Но всем туристам компания выдала бланки заявлений, в которые надо будет вписать перечень утраченного имущества.

Мы также прорабатывали вопрос о вещах, оставленных на лайнере. Но нам сообщили, что до окончания следственных действий из помещений судна ничего выноситься не будет».

Всего на круизном лайнере Costa Concordia находилось 108 пассажиров и трое членов экипажа с российским гражданством.

Вечером 13 января судно получило пробоину и наполовину затонуло у берегов итальянского острова Джильо. На его борту находились 4200 человек. Спасательная операция шла всю ночь. В последующие дни спасатели обследовали каюты лайнера, были обнаружены трое живых людей — молодожены из Кореи и член экипажа, сломавший ногу. Еще 14 человек до сих пор числятся пропавшими без вести.

По последней информации, во время крушения погибли шесть человек, еще около 70 получили травмы.