Катастрофическое снижение

Причины катастрофы Ту-134 под Петрозаводском

, , ,
Reuters
Перед катастрофой в аэропорту Петрозаводска Ту-134 снизился раньше, чем надо. В итоге сначала борт зацепился за деревья, а затем оборвал провода ЛЭП. Эксперты не исключают, что опытный экипаж при плохой погоде «искал землю глазами» и, возможно, даже перепутал придорожные фонари с огнями взлетно-посадочной полосы. Ранее у европейских специалистов были претензии к техническому состоянию машины.

Разбившийся под Петрозаводском Ту-134-А3 авиакомпании «Русэйр» перед катастрофой слишком рано начал снижаться, заявили в среду в Росавиации. «По неустановленным пока причинам самолет начал преждевременное снижение, уклонился в сторону от взлетно-посадочной полосы и задел линии электропередачи вдоль автотрассы, порвал их, пролетел некоторое время и рухнул на трассу», — сообщили «Газете.Ru» в ведомстве.

Однако, как оказалось, самолет начал терять высоту еще раньше.

По обломанным деревьям и оборванным проводам на месте трагедии видно, что борт приземлялся правее курса на аэропорт Бесовец. До ЛЭП «тушка» срезала фюзеляжем верхушки деревьев. Как заявил глава Росавиации Александр Нерадько, сначала борт RA-65691 задел 15-метровую сосну. Через несколько секунд он оборвал провода ЛЭП вдоль трассы Петрозаводск — Суоярви на высоте 5—6 метров (линия напряжением 6 кВ питает аэропорт, два поселка — Верхний Бесовец и Нижний Бесовец, а также и ближайшие садоводческие товарищества).

Еще через несколько секунд в 700 метрах от взлетно-посадочной полосы самолет врезался в полотно дороги, загорелся, произошел взрыв, и Ту-134 разлетелся на части.

После того как самолет оборвал провода ЛЭП, аэродром был обесточен, 3—5 секунд не работало спецсигнальное оборудование и радиотехника. Бесовец сразу же перешел на резервные источники питания, говорят в Росавиации. В Прионежской сетевой компании, обслуживающей ЛЭП, «Газете.Ru» подтвердили, что энергоснабжение аэропорта (равно как и поселков, и садоводческих товариществ) было нарушено после того, как самолет задел линию электропередачи.

Причины произошедшего пока не называются. Идет расследование уголовного дела, возбужденного по ч. 3 ст. 263 УК (нарушение правил эксплуатации воздушного судна, повлекшее смерть двух и более человек). Бортовые самописцы самолета были найдены вскоре после крушения, их расшифровку Межгосударственный авиационный комитет (МАК) начнет в среду. Еще утром в Северо-Западном следственном управлении на транспорте Следственного комитета (СК) «Газете.Ru» сообщили, что следствие рассматривает несколько возможных причин катастрофы — от погодных условий и человеческого фактора до неисправности самолета или проблем в аэропорту. «В аэропорту Петрозаводска изъяты записи переговоров наземных служб с экипажем самолета, запрошены данные метеоусловий. В аэропорту Домодедово в Москве следователи ГСУ изъяли необходимую документацию, а также образцы топлива», — заявили в СК. Однако, о чем именно говорили диспетчеры с экипажем, пока не сообщается.

Во вторник днем вице-премьер Сергей Иванов заявил, что причиной катастрофы могла стать ошибка пилота при плохой погоде.

«Я не хочу предвосхищать следствие и все прочее, но по первым таким внешним данным очевидна ошибка пилота в условиях плохой погоды. Он не на полосу зашел, а правее», — цитирует его РИА «Новости». После этого глава Минтранса Игорь Левитин обратился к чиновникам, попросив их «как членов комиссии не делать заявлений, не распространять информацию и не оглашать свои личные выводы о том, что произошло», до объявления официальных выводов МАК.

По словам очевидцев, погодные условия при посадке Ту-134 действительно были сложными. «Был очень густой туман и лил очень сильный дождь», — говорят они.

Как рассказали «Газете.Ru» в центре «Фобос», непосредственно перед катастрофой в аэропорту при сплошной облачности была видимость 2,1 тыс. метров, высота облаков составляла 150 метров. При этом погода быстро ухудшалась (так, в час ночи метеорологическая служба города уже зафиксировала видимость в 300 метров). «То есть, по данным аэропорта, была дымка и дождь, но в разных местах данные, конечно, могли быть другие. Метеостанция расположена в несколько другом месте, чем аэропорт. Но погода располагала к формированию низкой облачности и густой дымки», — говорят метеорологи.

Плохой считается видимость меньше 1000 метров.

Но конкретно для аэропорта Бесовец ситуация, в которой оказался экипаж Ту-134, была сложной: так называемый погодный минимум Бесовца, при котором принимаются и отправляются рейсы, — это видимость в 2,1 тыс. метров и высота облаков 110 метров, сообщили «Газете.Ru» в метеослужбе аэропорта.

Вице-премьер Иванов заявил, что крушение Ту-134 напоминает ему авиакатастрофу под Смоленском в апреле 2010 года. Тогда в условиях сильной облачности пилоты Ту-154 польского президента, как считают российские авиационные органы, при посадке на аэродром с небольшим погодным минимумом «потеряли землю» и не заметили, как опустились слишком низко.

Один из пилотов российской авиакомпании, неоднократно совершавший посадку в Петрозаводске, в том числе и на Ту-134, также считает, что, «скорее всего, перед крушением пилоты искали землю».

Он напомнил, что погодный минимум есть не только у аэропорта, но и у самолета и экипажа. Для возможности посадки условия должны быть не хуже самого низкого из этих трех показателей. «Этот аэропорт приспособлен изначально для военных нужд, высокий порог тут не нужен,— говорит летчик. — Но это нормальный аэропорт, таких тысячи в России, тем более, несколько лет назад его привели в порядок».

Международный аэропорт Петрозаводск (Бесовец) (так он официально называется в аэронавигационных документах) начал работать в 1939 году как военный аэродром. Сейчас Бесовец — аэропорт совместного базирования Минтранса и Минобороны (здесь базируется 159-й Гвардейский истребительный авиаполк и авиация пограничных войск ФСБ России). Международным он стал в 1990 году. В конце 2008 года аэропорт оказался на грани банкротства, регулярные пассажирские рейсы прекратились. В итоге Бесовец выкупили за счет республики за 47 млн рублей. В апреле 2009 года было создано закрытое акционерное общество «Аэропорт Петрозаводск», из федерального бюджета на модернизацию Бесовца было выделено 180 млн руб., аэропорт начали переоборудовать.

Так, до конца 2009 года светосигнального оборудования в аэропорту не было вовсе и самолеты он мог принимать только днем.

После модернизации в соответствии с требованиями ИКАО (Международная организация гражданской авиации) Бесовец стал принимать и ночные рейсы из Москвы, Череповца, Хельсинки. Но сейчас из аэропорта осуществляются лишь регулярные рейсы авиакомпании «Руслайн» Москва — Петрозаводск и Петрозаводск — Москва — навигация осуществляется с весны до середины осени. Другие авиакомпании отменили перелеты, как говорили их представители, из-за нерентабельности.

Экипаж разбившегося Ту-134 был достаточно опытным: как сказали «Газете.Ru» в Росавиации, командир Александр Федоров налетал 8,5 тыс. часов, из них 3,1 тыс. — на Ту-134. Второй пилот Сергей Карякин — 2580 часов, из них 813 часов — на Ту-134.

Скорее всего, считают эксперты, во время полета погодные условия начали ухудшаться и летчики действительно потеряли землю в тумане и дожде. Собеседник, хорошо знакомый с аэропортом Бесовец, также не исключает, что пилоты могли в условиях тумана перепутать посадочные огни ВПП с дорогой и взять курс на огни трассы. «Если ты потерял землю, то должен уйти на второй круг, это четкая инструкция, — говорит собеседник. — Если предположить, что огни аэропорта погасли до того, как самолет порвал провода ЛЭП, то пилоты также сразу же должны уйти на второй круг».

То, что летчики Ту-134 не сделали этого, доказывает «порочную практику и смоленской, и других катастроф, считает эксперт.

За уход на второй круг к пилотам применяют санкции, говорит он: «Ни одно административное лицо не имеет права обсуждать решение командира, но любой уход на второй круг — страшное происшествие. Потом летчик будет неделю отписываться».

В результате пилоты считают, что лучше попробовать сесть, начинают снижаться, ищут глазами землю и не понимают, что находятся уже слишком низко. «Пока не прекратится прямое или косвенное давление на пилотов, к сожалению, такие катастрофы будут происходить дальше», — уверен действующий летчик.

Версию с неисправностью машины чиновники и эксперты отрицают. Впрочем, известно, что разбившийся под Петрозаводском самолет был забракован в декабре 2010 года европейской комиссией в рамках проверок по программе SAFA (Safety Assessment of Foreign Aircraft).

Это программа безопасности полетов, которая применяется 38 государствами — членами Европейской конференции гражданской авиации. Инспекторы, побывав зимой в России с проверками, запросили у авиационных властей России сертификат эксплуатанта (AOC) нескольких авиаперевозчиков, к которым возникли претензии во время проверки. «На основании информации, предоставленной компетентными органами России, следующие самолеты, вписанные в AOC некоторых перевозчиков, в настоящее время не соответствуют стандартам ICAO (Международной организации гражданской авиации) и безопасности полетов», — такое заявление Комитета авиационной безопасности ЕС было опубликовано в конце апреля 2011 года в официальном журнале Европейского союза. Представители комитета «настоятельно призвали комиссию рассмотреть вопрос использования этих бортов за пределами России. В списке из 17 авиакомпаний есть «Русэйр». Международным стандартам безопасности у авиакомпании не соответствуют 8 Ту-134, в том числе машина с бортовым номером 65691 — та, что разбилась вечером 20 июня. Какие проблемы возникли с этим бортом, представители комиссии не указывают. О нарушениях категории I проверяющие обычно сообщают только командиру воздушного судна, так как они не влияют сильно на безопасность полетов. Но так как инспекторы сообщили о найденных недостатках российским органам, то, вероятно, речь идет о нарушениях безопасности II (имеющие серьезное влияние на безопасность полетов) или III категории (несущие существенную угрозу безопасности полетов). Последняя категория грозит запретом на вылет воздушного судна.