«Итоговая аттестация станет обязательной»

Интервью с главой департамента науки и образования Минкультуры Олегом Неретиным

ИТАР-ТАСС
Во вторник Госдума приняла законопроект, вносящий изменения в работу детских школ искусств. О том, какие изменения ждут творческое образование, «Газете.Ru» рассказал глава департамента науки и образования Минкультуры Олег Неретин.

— Зачем потребовалось вносить изменения в закон «Об образовании» в части закрепления правового статуса и основ функционирования детских школ искусств?

— Для того чтобы объяснить всю значимость этого законопроекта, надо знать предысторию. С 1992 года, когда в нашей стране был принят новый закон «Об образовании», детские школы искусств попали в категорию «дополнительное образование». После этого все стало другим — статус образовательных программ и требований к образовательному процессу, статус педагогов, работающих в этих школах.

Начнем с того, что в настоящее время в детских школах искусств отсутствует обязательный образовательный стандарт.

Программа, по которой там преподают, может быть любой. Есть, конечно, рекомендации от Министерства культуры — но это только рекомендации. К чести руководства и педагогов школ, надо отметить, что в основном они выполняются, но все равно постепенно происходит размытие программ. Если раньше требования были жесткими, на выходе выпускники получали диплом — документ государственного образца, то теперь нет ни такого документа, ни обязательной итоговой аттестации.

У педагогов детских школ искусств и педагогов общеобразовательных школ разные социальные гарантии и разная норма часов нагрузки: ставка в творческих школах — 24 часа в неделю, а зарплата у преподавателей ниже, чем у учителей общеобразовательных школ с 18-часовой ставкой.

Те льготы, которые есть при выходе на пенсию у школьных учителей, не распространяются на педагогов школ искусств (хотя раньше распространялись). Сейчас у нас педагоги детских школ искусств уходят на пенсию только по возрасту, а не по выслуге лет, как обычные учителя.

— В итоге, наверное, число педагогов, желающих работать в творческих школах, сократилось?

— К сожалению, такая тенденция прослеживается. Существует большая проблема с возрастной категорией педагогов: пенсионеров и преподавателей, близких к пенсионному возрасту, в школах искусств работает больше, чем молодежи. А возраст 35—45 лет — вообще провал.

— Общее количество детских школ искусств от всего этого стало меньше?

— Количество детских школ сократилось: если в советские времена их было шесть тысяч, то по итогам 2010 года — менее пяти с половиной тысяч. Но сокращение произошло по многим причинам, и не последней стал демографический спад: исчезают целые села, деревни. На этом фоне мы должны радоваться тому, что сеть музыкальных, художественных, хореографических и театральных школ в России сохранилась. Сейчас наша задача придать им тот статус, который они должны иметь.

— Что изменится с принятием этого законопроекта?

— Депутаты внесли изменения в части введения программ предпрофессиональной подготовки. В настоящее время многие детские школы искусств часто вводят так называемые программы общеэстетического образования: к примеру, ребенок не семь лет на скрипке учится, а два года — для общего развития. Согласно же новому закону, если школы искусств лицензируют свою деятельность на возможность реализации программ предпрофессиональной подготовки, они будут обязаны соблюдать определенный набор федеральных требований, которые уже разработаны нашим ведомством.

Итоговая аттестация и выдача документа «общего установленного образца» об окончании учебного заведения вновь станут обязательными.

— Не приведет ли это к оттоку детей, которые хотят просто получить это самое «общеэстетическое» образование и не хотят в будущем становиться профессиональными художниками и музыкантами?

— Детская школа искусств имеет право реализовывать разные программы, но если она берет ученика на программу предпрофессиональной подготовки, то она должна обучить его по этой программе. Параллельно школа может преподавать и по любым другим образовательным программам, никто никого не ограничивает.

— Для преподавателей что-то изменится?

— Нормочасы для педагогов определяются приказом Минобрнауки. Им не так давно досталось это право, поэтому они только в этом году приняли «скелет» этого приказа по общей школе. Сейчас мы вместе с ними работаем над тем, чтобы обозначить в этом приказе особенности в реализации образования не только в общей школе, но и по нашим направлениям. Пока что этот диалог складывается удачно. Думаю, что самая большая проблема будет с Минфином: по нашим школам затраты увеличатся на 30%. Что касается пенсионного обеспечения, то за него отвечает Минздравсоцразвития. Мы с Минобрнауки готовим для Минздрава совместное обращение по поводу пенсий педагогов.

— Какие еще документы, касающиеся творческого образования, могут быть приняты в ближайшее время?

— Есть еще два важных законопроекта. Один из них — «О внесении изменений в закон «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части введения ассистентуры-стажировки как формы послевузовской подготовки кадров по творческо-исполнительским специальностям в сфере культуры и искусства)» (тоже принят во вторник в третьем чтении. — «Газета.Ru»).
Было раньше такое понятие – творческая аспирантура, называлась она ассистентура-стажировка. Это когда вместо аспирантуры поступающие на послевузовское образование готовили не научный труд, а некий творческий продукт по своему профессиональному направлению. Ассистентура-стажировка попала в проект нового закона «Об образовании», и параллельно точно такая же поправка была внесена в действующий закон «Об образовании».

Второй проект — «О внесении изменений в закон «Об образовании» (в части среднего профессионального образования в области искусства)» — пока прошел только первое чтение. Он касается учреждений для одаренных детей: разговор идет о тех учреждениях, где программы интегрированные: параллельно идут средняя школа и профессиональное образование. К их числу относятся Центральная музыкальная школа, все наши балетные колледжи. Когда проект закона будет принят, они получат статус средних специальных учебных заведений.