Стандарт уменьшил выбор

Опубликована новая редакция образовательных стандартов для старшей школы

Наталья Зиганшина 20.04.2011, 10:23
ИТАР-ТАСС

Опубликована новая, доработанная версия проекта образовательных стандартов для старшеклассников. «Обязательных» предметов в ней стало больше, предметов по выбору — меньше. Кроме того, разработчики сняли ограничение на выбор предметов из разных областей. Впрочем, это не окончательная редакция стандартов: разработку документа продлили до середины мая.

Во вторник на сайте Минобрнауки появилась новая, доработанная версия образовательных стандартов для старшеклассников — третья по счету. Обсуждение этого документа вызвало широкую дискуссию не только среди профессионального сообщества, но и среди родителей и учеников. В частности, многих смутила предложенная разработчиками схема обучения в старших классах: документ предполагал четыре «обязательных» предмета, на выбор же ученику предлагались шесть предметных групп, причем из каждой школьник мог выбрать не более двух предметов. Выбранные предметы старшеклассник, говорилось в документе, мог изучать на трех уровнях — профильном, базовом и интегрированном — в зависимости от будущей профориентации ученика.

В новой редакции стандартов разработчики сохранили три уровня изучения предметов, но изменили соотношение обязательных предметов и предметов по выбору. Если в предыдущем варианте документа на обязательную часть основной образовательной программы приходилось 40%, а на предметы по выбору — 60% от общего объема, то теперь обязательная часть составляет уже 60%, а «формируемая участниками образовательного процесса» — 40%. Увеличилось и количество учебных часов: если первая редакция «разрешала» в течение двух лет 2520 часов занятий, то теперь в проекте говорится, что «количество учебных занятий за два года на одного учащегося — не менее 2100 и не более 2590».

Кроме того, в новой редакции разработчики стандартов сняли ограничение на выбор предметов из групп.

«В предыдущей редакции были ограничения, связанные с тем, что по предметным областям, к примеру, «естественные науки» или «гуманитарные» можно было выбрать не больше двух предметов. А если выпускник поступает на медицинский факультет, то ему нужно изучать на углубленном уровне и физику, и химию, и биологию. Поэтому сейчас в проект стандартов внесены изменения, которые позволяют выбирать более двух предметов из разных предметных областей», — пояснил «Газете.Ru» руководитель группы мониторинга доработки проектов стандартов, глава думского комитета по образованию Григорий Балыхин.

По словам депутата, право выбора теперь распространяется и на предметы, и на уровень их изучения.

Всего новый проект стандарта предполагает изучение 9—10 предметов на профильном, базовом или интегрированном уровнях, при этом на профильном уровне каждый школьник должен изучать 3—4 предмета.

Обязательно должны будут присутствовать в школьной программе математика, русский язык, литература, иностранный язык и еще ряд предметов. Но если математику можно выбрать на всех трех уровнях, включая интегрированный (несмотря на то что она сдается на ЕГЭ), то русский язык (как и литературу) разрешено выбирать либо на базовом, либо на профильном уровне. Предметы, которые первоначально назвали «обязательными» (физкультура, ОБЖ, «Россия в мире» и так называемый индивидуальный проект), как и в прошлой редакции называются «общими». Эти предметы вне зависимости от выбора школьников будут присутствовать в его индивидуальном учебном плане.

При этом, к сожалению представителей школ, в стандартах сохранились пункты, предполагающие требования к материально-технической базе, которую должны обеспечить учебные заведения. А механизмы финансирования со стороны государства в документе по-прежнему не прописаны.

Если раньше администрация школ должна была думать только о санитарных нормах и нормах безопасности, то по проекту нового стандарта этого будет недостаточно. Предполагается, что школы должны будут отвечать за оборудование классов и спортзалов, наличие учебных пособий и индивидуальных школьных планов, а также определенную подготовку учителей. «Стандарты предполагают материально-техническую базу, которой большинство школ сейчас не располагает. Объективно лишь небольшой процент школ готов к их реализации. Другой важный момент — формирование индивидуального подхода к каждому ученику, но это можно делать и без технического оснащения. Я считаю, что в данной ситуации нужно вкладываться в учителя, а не в спортивный зал», — высказал свое мнение «Газете.Ru» директор ЦО № 975 Москвы Александр Пименов.

Представители Минобрнауки считают, что движение к профильности образования, особенно в старших классах школы, необходимо.

«Стандарт — это еще один шаг к профильной школе, но важно, чтобы этот выбор был осознанным», — сказал по поводу стандарта для старших классов школы замминистра Максим Дулинов на пресс-конференции, предшествовавшей выходу новой редакции стандартов. При этом чиновник подчеркнул, что подготовка к выбору своего профиля у школьников будет закладываться начиная с начальной школы. Он также отметил, что стандарты не предполагают никаких доплат из кармана родителей. «Было очень много разговоров на эту тему: многие опасаются, что с введением нового стандарта часть уроков в школах станет платной, но это не так. Бесплатность — это ключевой момент стандартов. Принципы общедоступности и бесплатности будут строго соблюдаться», — подчеркнул он.

В Минобрнауки говорят, что прекрасно осведомлены о проблемах подготовки учителей и уже предпринимают шаги для того, чтобы сделать школы более подготовленными для внедрения новых стандартов.

«Мы прекрасно понимаем, что необходимо повышать квалификацию учителей и менять систему их подготовки. Эта работа уже была начата в рамках федеральной целевой программы по развитию образования с 2006 года и будет усовершенствована. В этом году в каждом федеральном округе будут созданы стажировочные площадки, на базе которых будет разработан учебно-методический комплекс программы по реализации стандарта нового поколения», — сообщил Дулинов.

Впрочем, это еще не окончательный вариант стандартов для старших классов, и дорабатывать его будут как по сути, так и стилистически.

По словам Балыхина, рабочая группа по мониторингу проекта стандартов старшей школы продлила доработку этого проекта еще на один месяц — с 15 апреля по 15 мая. «Текст уменьшился примерно на треть, но все еще требует редактуры, и третий вариант стандартов в этом смысле еще не доработан. Мы на последнем заседании создали редакционную группу из разработчиков и членов рабочей группы мониторинга по самому тексту — доводим до ума стилистику, формулировки. Сейчас эта работа продолжается, и там очень много замечаний. Текст обязательно будет дорабатываться», — сообщил Григорий Балыхин. Кроме того, обещано проработать «условия реализации образовательной программы с точки зрения финансирования и материально-технического обеспечения». И не исключено, что срок сдачи документа вновь будет перенесен.