В четверг перед турникетами у входа на станцию «Охотный ряд» со стороны Театральной площади начали монтировать пункт досмотра, состоящий из нескольких рамок-металлодетекторов, транспортера для сканирования багажа, взрывозащитной камеры и установки персонального досмотра человека Homo-Scan, предназначенной для обнаружения у граждан взрывчатых веществ, наркотиков и оружия. Стоявшие рядом с рабочими милиционеры на вопросы пассажиров не отвечали и отгоняли от оборудования фотографов, заявляя, что «снимать в метро нельзя».
Как рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе департамента транспорта и связи столичной администрации, на станции «Охотный ряд» создается «пилотная зона для апробации различных устройств комплексной системы безопасности».
В случае признания системы эффективной она будет внедрена на всех станциях московской подземки.
Создание «пилотной зоны комплексной системы обеспечения безопасности населения» на станции «Охотный ряд» было утверждено распоряжением правительства Москвы № 1357-РП от 2 июля 2010 года, рассказали в департаменте. Координатором работ, согласно распоряжению, является сам департамент транспорта и связи, в котором по этому поводу была создана специальная рабочая группа во главе с экс-руководителем департамента Василием Кичеджи. Финансирование всех мероприятий по повышению безопасности на транспорте должно идти из бюджета метрополитена, однако затем эти затраты будут компенсированы из городского бюджета, пояснили в пресс-службе.
Техническое задание на организацию пилотной зоны досмотра было подготовлено совместно с управлением координации деятельности по обеспечению безопасности города Москвы, управлением ФСБ России по Москве и Московской области, ГУВД по Москве и Главным управлением МЧС по Москве.
«В пилотной зоне предусматривается возможность апробации различных специальных устройств по выявлению взрывчатых веществ, огнестрельного оружия и боеприпасов с целью установления их эффективности в условиях существующего пассажиропотока Московского метрополитена», — объяснили в пресс-службе.
Кроме того, власти собираются провести тестирование «оборудования аппаратно-программного комплекса идентификации личности», «программного обеспечения системы интеллектуальной видеоаналитики», «средств информирования и оповещения пассажиров» и других «технических новинок в области обеспечения безопасности населения».
Чиновники занялись всем этим после президентского указа о создании комплексной системы безопасности на транспорте, подписанного Дмитрием Медведевым после терактов 29 марта на станциях «Лубянка» и «Парк культуры». Первоначально запустить эксперимент планировали еще в июле, однако в последний момент презентацию проекта отложили на неопределенный срок «в связи с необходимостью продолжить тестирование и испытания системы в реальных условиях».
Теперь силовые структуры и чиновников подстегнули беспорядки на Манежной площади, после которых в подземку спустилось множество вооруженных людей, считает зампред комиссии Мосгордумы по безопасности Сергей Гончаров.
По словам Гончарова, «президент дал три года на переработку всей программы безопасности на транспорте, включая метро, и это очень напряженный срок».
Как рассказал Гончаров, на пункте досмотра на станции «Охотный ряд» будут проверять наличие у пассажиров химических взрывчатых веществ и оружия. Однако, пояснил он, досматривать будут не всех, а лишь тех, кто вызывает опасения у дежурящих на станции сотрудников милиции.
По мнению эксперта, такой выборочный контроль не должен создать давки на входе в метро. Он отметил, что аналогичные системы установлены в метро в густонаселенном Китае: там досматривается багаж всех без исключения пассажиров. «Усиление контроля за пассажирами и их багажом в метрополитене — мера оправданная. И это поняли уже во всем мире, — говорит Гончаров. — Например, в лондонском метро установлено 13 тысяч видеокамер. Ни один закоулок не остается без оперативного наблюдения. Контроль того, что происходит под землей, должен быть тотальным».
В пресс-службах столичного метрополитена, УМЧС по Москве и ГУВД от комментариев отказались.