В метро загоняют в рамки

На станции «Охотный ряд» монтируют пункт досмотра граждан

Кирилл Лебедев
На станции метро «Охотный ряд» отработают новую систему безопасности, которая, как говорят чиновники, потом будет внедрена на всем столичном метрополитене. На станции уже монтируют сканеры багажа и оборудование для обнаружения взрывчатки. Разрабатывать проект усиления безопасности начали после весенних взрывов в метро. Организовать пилотный пункт досмотра должны были еще летом, но отложили. После погрома на Манежной власти «ускорились», говорят эксперты.

В четверг перед турникетами у входа на станцию «Охотный ряд» со стороны Театральной площади начали монтировать пункт досмотра, состоящий из нескольких рамок-металлодетекторов, транспортера для сканирования багажа, взрывозащитной камеры и установки персонального досмотра человека Homo-Scan, предназначенной для обнаружения у граждан взрывчатых веществ, наркотиков и оружия. Стоявшие рядом с рабочими милиционеры на вопросы пассажиров не отвечали и отгоняли от оборудования фотографов, заявляя, что «снимать в метро нельзя».

Как рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе департамента транспорта и связи столичной администрации, на станции «Охотный ряд» создается «пилотная зона для апробации различных устройств комплексной системы безопасности».

В случае признания системы эффективной она будет внедрена на всех станциях московской подземки.

Создание «пилотной зоны комплексной системы обеспечения безопасности населения» на станции «Охотный ряд» было утверждено распоряжением правительства Москвы № 1357-РП от 2 июля 2010 года, рассказали в департаменте. Координатором работ, согласно распоряжению, является сам департамент транспорта и связи, в котором по этому поводу была создана специальная рабочая группа во главе с экс-руководителем департамента Василием Кичеджи. Финансирование всех мероприятий по повышению безопасности на транспорте должно идти из бюджета метрополитена, однако затем эти затраты будут компенсированы из городского бюджета, пояснили в пресс-службе.

Техническое задание на организацию пилотной зоны досмотра было подготовлено совместно с управлением координации деятельности по обеспечению безопасности города Москвы, управлением ФСБ России по Москве и Московской области, ГУВД по Москве и Главным управлением МЧС по Москве.

«В пилотной зоне предусматривается возможность апробации различных специальных устройств по выявлению взрывчатых веществ, огнестрельного оружия и боеприпасов с целью установления их эффективности в условиях существующего пассажиропотока Московского метрополитена», — объяснили в пресс-службе.

Кроме того, власти собираются провести тестирование «оборудования аппаратно-программного комплекса идентификации личности», «программного обеспечения системы интеллектуальной видеоаналитики», «средств информирования и оповещения пассажиров» и других «технических новинок в области обеспечения безопасности населения».

Чиновники занялись всем этим после президентского указа о создании комплексной системы безопасности на транспорте, подписанного Дмитрием Медведевым после терактов 29 марта на станциях «Лубянка» и «Парк культуры». Первоначально запустить эксперимент планировали еще в июле, однако в последний момент презентацию проекта отложили на неопределенный срок «в связи с необходимостью продолжить тестирование и испытания системы в реальных условиях».

Теперь силовые структуры и чиновников подстегнули беспорядки на Манежной площади, после которых в подземку спустилось множество вооруженных людей, считает зампред комиссии Мосгордумы по безопасности Сергей Гончаров.

По словам Гончарова, «президент дал три года на переработку всей программы безопасности на транспорте, включая метро, и это очень напряженный срок».

Как рассказал Гончаров, на пункте досмотра на станции «Охотный ряд» будут проверять наличие у пассажиров химических взрывчатых веществ и оружия. Однако, пояснил он, досматривать будут не всех, а лишь тех, кто вызывает опасения у дежурящих на станции сотрудников милиции.

По мнению эксперта, такой выборочный контроль не должен создать давки на входе в метро. Он отметил, что аналогичные системы установлены в метро в густонаселенном Китае: там досматривается багаж всех без исключения пассажиров. «Усиление контроля за пассажирами и их багажом в метрополитене — мера оправданная. И это поняли уже во всем мире, — говорит Гончаров. — Например, в лондонском метро установлено 13 тысяч видеокамер. Ни один закоулок не остается без оперативного наблюдения. Контроль того, что происходит под землей, должен быть тотальным».

В пресс-службах столичного метрополитена, УМЧС по Москве и ГУВД от комментариев отказались.