Чуть более двух недель прошло с того момента, как у московского департамента образования появился новый руководитель. Все это время Исаак Калина вникал в нюансы доставшегося ему наследства и не давал никаких комментариев и интервью. До журналистов доходили слухи о том, что он ввел дистанционные планерки и дал указание сделать коллегии департамента открытыми для СМИ, но о стратегических планах ничего известно не было. В минувшую субботу Калина провел «родительское собрание для журналистов», на котором рассказал, чего ждать от нового руководства всем участникам образовательного процесса — ученикам, родителям и представителям учебных заведений.
Говоря о будущем фронте работ, новый глава департамента отметил, что он очень давно и хорошо знает систему образования Москвы и всегда очень высоко оценивал потенциал московских учеников, родителей и учителей. А вот механизмы управления назвал «несоответствующими».
«Такого высокого уровня образования родителей, как в Москве, по стране надо поискать. Также в столице большой потенциал учительства, потому что все-таки при местных зарплатах скомплектован мощнейший учительский коллектив. Все эти преимущества начинают входить в противоречие с механизмами управления, в которых отсутствуют прозрачность, понятность и мотивационная часть. Они никого ни на что не мотивируют. Ясные, прозрачные правила, соответствия этим правилам должны стать основой получения ресурса», — заявил он.
«Умные и прозрачные правила» сейчас находятся в процессе формирования, а вот главные задачи в работе уже ясны.
Первым делом департамент возьмется за предоставление первоклассникам школ шаговой доступности и за осуществление контроля над качеством учебных заведений.
«Нужно, чтобы поступление в первый класс не вынуждало родителей искать школу за тридевять земель. Если массово идет вывоз первоклассников из микрорайона какой-то школы, значит, школа точно требует тщательного анализа и всех мер оздоровления», — пояснил Калина. Механизм для выявления «неблагополучных» школ уже придуман. «Я обратился с просьбой к директорам тех школ, куда бегут, чтобы они мне дали списки. Все же приходят с адресами, вот давайте и посмотрим: откуда бегут, почему бегут и кто в этом виноват», — сказал он.
Также в списке задач ликвидация очередей в детские сады и развитие профильного школьного образования.
Но главная цель работы департамента, по словам Калины, — сделать московскую систему образования прозрачной и понятной для родителей.
Основным инструментом достижения «прозрачности» должны стать сайты — как самого департамента, так школьных и дошкольных учреждений. В департаменте уже началась работа по составлению списка обязательной информации, которая должна будет присутствовать на сайтах. «Соответствующие службы уже работают над рекомендациями для образовательных учреждений к инвариантной части сайта. Вариативную часть мы не трогаем, а вот инвариантная должна быть информативной и нести родителям всю нужную им информацию. Я, как родитель, хотел бы понимать, на что даются деньги, а на что не даются, и, соответственно, видеть, что же государство профинансировало», — объяснил Калина главные требования, подчеркнув, что в свое время в департаменте централизованно выделялось довольно много средств на создание сайтов для образовательных учреждений.
Подтвердились предположения о том, что московское образование будет уравниваться с «общероссийскими стандартами».
Раньше Москва сопротивлялась введению таких инициатив Минобрнауки, как ЕГЭ и нормативно-подушевое финансирование — когда за каждым ребенком в школу приходит определенный бюджет. Эксперты предсказывали, что с приходом в департамент Исаака Калины, бывшего замминистра образования и науки, политика Москвы в этом отношении резко изменится, и оказались правы.
В ходе беседы Калина заявил, что очень надеется, что нормативно-подушевое финансирование поможет исправить ситуацию с неравномерной и не всегда оправданной кадровой комплектацией московских школ.
«Переход на нормативно-подушевое финансирование, четкие и ясные правила направления средств в систему образования сами покажут педагогическим коллективам, где надо принять еще на работу специалистов, а где, наоборот, специалист работает и не приносит никакой пользы. К примеру, мне, как бывшему директору и бывшему завучу, трудно понять, когда в школе до девяти заместителей директора и это школа не на полторы тысячи учеников, а гораздо меньше. При этом мы все понимаем, что при переходе на нормативно-подушевое финансирование эти девять заместителей буду просто забирать зарплату учителей, и тогда коллектив соберется и решит: а сколько нужно замов для качественной реализации тех задач, которые стоят перед школой», — сказал Калина. Впрочем, по словам начальника департамента, никто никого «сверху» сокращать не будет. «Будет идти самоанализ коллективов, и не только учительских, но и родительских», — заверил он.
Для наиболее эффективного исполнения новых планов департамента Калина хочет использовать в том числе и родительский ресурс.
Впрочем, по его словам, это пока только проект, который, вполне возможно, будет реализован. «Мне хочется, чтобы при каждом управлении нашего департамента была некая экспертно-консультативная группа родителей, которая оказывала бы помощь именно на основе своих профессиональных знаний. Думаю, что собрать несколько грамотных юристов, или финансистов, или других нужных специалистов из числа родителей не так уж и сложно. Будучи глубоко заинтересованными, как родители детей, которые учатся в системе, им будет важно, чтобы правила, по которым живет система, были оптимальны. Они могут участвовать в формировании этих правил как эксперты, как консультанты и затем осуществлять некий надзор за их исполнением», — сообщил Калина.
Руководитель московского департамента образования пообещал вскоре провести «родительские собрания» для юристов, экономистов, педагогов-профессионалов и инициативных родительских групп.