На «Белорусской» выхода нет

Москвичи лишатся двух станций метро

ИТАР-ТАСС
В Москве с 1 января 2011 года закроют обе станции метро «Белорусская» — радиальную и кольцевую. Об этом сообщили источники в мэрии столицы. Причины такого решения не комментируют ни чиновники, ни сам метрополитен. По мнению экспертов, закрытие станций может быть связано как с их состоянием, так и со строительством транспортно-пересадочного узла под площадью Тверской Заставы.

Две станции Московского метрополитена, «Белорусская-радиальная» и «Белорусская-кольцевая», могут быть закрыты на реконструкцию. Источник в мэрии сообщил «Газете.Ru», что закроются станции с 1 января 2011 года.

На пресс-конференции в среду руководитель департамента транспорта и связи Москвы Василий Кичеджи подтвердил эту информацию, но не сообщил никаких подробностей, предложив журналистам дождаться постановления правительства города. «Здесь секрета никакого нет, мы предельно открыты. Но пока постановления правительства еще нет, выпустим его — и вы все узнаете», — сказал он, отвечая на вопрос о возможном закрытии станции.

Причины закрытия станции чиновник не прокомментировал, загадочно назвав этот вопрос «политическим».

И предоставив журналистам право догадываться, какая «политика» стоит за закрытием станций — конкурентная борьба между вокзалами, аэропортами или что-то еще. Напомним, станция метро «Белорусская» расположена в непосредственной близости от одноименного железнодорожного вокзала, с которого уходят поезда в Литву, Польшу, страны Западной Европы. Кроме того, с вокзала уходит «Аэроэкспресс» до международного аэропорта Шереметьево.

По мнению научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина, если руководство метрополитена идет на закрытие обеих станций, значит, речь идет об «обстоятельствах непреодолимой силы» и откладывать реконструкцию нельзя. «Надо представлять себе последствия таких решений, это действительно очень большие неудобства для граждан, — заявил эксперт «Газете.Ru». — Гаев очень компетентный транспортный менеджер и просто так не пошел бы на закрытие узловой станции».

«В метро таких глупостей, какие были в июне на Ленинградке, не допускают. Думаю, что все варианты были просчитаны под микроскопом», — добавил он.

Между тем в самом метрополитене от комментариев воздерживаются. С конца мая в связи с заменой эскалаторов был закрыт переход между станциями «Белорусская» Кольцевой и Замоскворецкой линий. Его открытие запланировано на декабрь 2010 года. По информации пресс-службы Московского метрополитена, замена эскалаторов на станции «Белорусская» проводится в рамках реализации комплексной программы по реконструкции станций и вестибюлей метрополитена с восстановлением их первоначального облика. Кроме того, сообщалось, что станция метро «Белорусская» Кольцевой линии в ближайшее время будет полностью оборудована датчиками радиохимического контроля в рамках комплексной системы безопасности на транспорте.

Что до планов реконструкции, то о них в последнее время говорит кто угодно, но только не представители метро.

По мнению Алексея Клименко, члена президиума экспертно-консультативного общественного совета при главном архитекторе Москвы, приведение в порядок старых станций метро можно только приветствовать. Но в данном случае речь, видимо, идет не о реконструкции станции, а о строительстве многоярусного транспортно-пешеходного узла под площадью Тверской Заставы, соединяющего систему станций метро с новым подземным торговым комплексом и железнодорожными платформами. Такая развязка должна повысить пропускную способность и уровень безопасности движения в этом районе и облегчить подъезд к Белорусскому вокзалу.

«Другое дело, что это негативно скажется на проживающих и работающих в этом районе москвичах, — считает эксперт. — Поэтому график работ должен быть составлен так, чтобы ущерб для горожан был минимальным». По его словам, в подобных случаях строительство ведется так называемыми «захватками», когда график работ разбивается на сравнительно небольшие периоды и не роется сразу 60-метровая траншея, а идет постепенная, по 3—5 метров, проходка. При таком подходе можно было бы не закрывать одновременно обе станции. Пока же непонятно, как долго москвичи будут испытывать неудобства. Впрочем, считает Клименко, до января еще есть время, чтобы проинспектировать проект и сделать график работ максимально «скользящим».

Как рассказали в мастерской № 19 Управления по проектированию общественных зданий и сооружений. «Моспроект-2» им. Посохина, где разрабатывался проект строительства под площадью Тверской Заставы, работы по его реализации находятся на начальном этапе (идет вынос сетей из зоны застройки) и не требуют закрытия станций метро.

К концу рабочего дня на информацию отреагировало ОАО «Международный аэропорт Шереметьево», заявив, что одновременного закрытия кольцевой и радиальной станции метро «Белорусская» не планируется. «По информации официального представителя департамента транспорта и связи города Москвы Александра Оносовского, реконструкция указанных станций будет проводиться в различные периоды без одновременного закрытия», — говорится в сообщении аэропорта. В связи с этим пассажиры во время ремонтных работ смогут продолжать пользоваться одной из этих станций метро для прохода к поездам «Аэроэкспресс», следующих до Шереметьево и обратно.