Стюарды вышли за борт

Бортпроводники British Airways начали забастовку

Reuters
Бортпроводники авиакомпании British Airways начали новую серию забастовок. Под угрозой отмены более четверти рейсов компании — английские болельщики рискуют не попасть в Южную Африку на чемпионат мира по футболу. Руководство компании обвиняет профсоюз в срыве переговоров и предпринимает меры по сохранению расписания полетов.

В ночь на понедельник началась очередная масштабная забастовка бортпроводников British Airways (BA). Она продлится до пятницы включительно. В воскресенье, 30 мая начнется еще одна забастовка — до 3 июня. Третья забастовочная пятидневка состоится с 5 по 9 июня, передает The Telegraph.

Руководство авиакомпании заявило, что сделает все возможное, чтобы избежать срыва назначенных рейсов. Тем не менее в расписании будут сбои.

Компания планирует выполнить 60% дальних рейсов и около половины ближних — все из лондонского аэропорта Хитроу. Это примерно 60 тыс. пассажиров, сообщает «Би-би-си». Вылеты из лондонских аэропортов Гэтвик и Сити будут выполнены в полном объеме. Известно, что ВА намерена арендовать восемь самолетов вместе с экипажем у других британских и европейских авиакомпаний.

Тем не менее некоторые британцы смогут не улететь на чемпионат мира по футболу, который пройдет в ЮАР с 11 июня по 11 июля.

Бортпроводники планировали начать забастовку с 18 по 22 мая, однако в последний момент Высший суд Великобритании запретил им митинговать, указав, что лидеры профсоюза не сообщили своим соратникам о количестве испорченных бюллетеней во время голосования за проведение забастовки. Однако, рассмотрев апелляцию, суд встал на сторону стюардов.

Руководство авиакомпании попыталось воспользоваться передышкой для попытки добиться соглашения с работниками. Но переговоры, состоявшиеся в минувшую субботу, закончились скандалом.

Толпы людей с флагами и баннерами собрались под окнами и скандировали: «Убить Вилли!», — имея в виду Вилли Уолша, генерального директора ВА.

В это время Уолш общался с лидером профсоюза Дереком Симпсоном. Последний втихую отправлял сообщения в сервис микроблогов Twitter, едко комментируя ход переговоров. «Сделал еще одну попытку убедить Вилли Уолша прекратить менять условия работы и перестать быть таким мстительным». «Вилли Уолш считает, что мы с Тони (соруководитель профсоюза Тони Вуд — «Газета.Ru») не можем вести переговоры... Он прав, но это только из-за него». Всего Симпсон отправил 13 сообщений, которые распалили членов профсоюза. Люди ворвались в здание и устроили внутри пикет. Узнав обо всем этом, гендиректор авиакомпании пришел в ярость. «Он сидел напротив меня, я думал, что он отвечает на сообщения электронной почты!» — возмутился Уолш. «Я был шокирован и разгневан, — передает его слова британская газета The Sun. — Если бы не действия Дерека и толпы, мы, возможно, достигли бы существенного прогресса». По его словам, профсоюз таким образом пытался представить конфликт только со своей точки зрения, срывая переговоры. Симпсон через Twitter заявил, что готов принести извинения за свои сообщения.

Сообщалось также, что буквально за несколько часов до забастовки Тони Вуд предложил Уолшу сделку — авиакомпания возвращает бастующим все льготы, а они «в качестве жеста доброй воли» отменяют акцию протеста. Но ВА отвергла это.

В марте-апреле этого года члены экипажей BA уже провели две масштабные забастовки, в результате которых были отменены сотни рейсов, что обошлось компании в десятки миллионов фунтов стерлингов. Руководство компании пошло тогда на крайние меры и «наказало» протестующих, лишив их льгот на авиабилеты. После этого конфликт начал разгораться с новой силой.

Cтачки работников авиакомпании происходят впервые с 1997 года. Планы протеста работники ВА обсуждали с ноября 2009 года. Причиной стало недовольство рядом решений руководителей British Airways. Тогда компания объявила о намерении сократить 1200 рабочих мест, чтобы таким образом закрыть дыры в своем бюджете, передает «Би-би-си». В первой половине года убытки BA составили 292 млн фунтов (свыше $470 млн), что стало самыми серьезными потерями за всю историю компании. Параллельно было решено сократить численность вспомогательного экипажа на всех международных рейсах из аэропорта Хитроу с 15 до 14 человек и заморозить уровень заработной платы на два года.

Сначала члены профсоюза договорились бастовать с 22 декабря по 2 января. Однако Верховный суд Великобритании 17 декабря поддержал иск руководства авиакомпании и запретил забастовку, так как в голосовании членов профсоюза приняли участие уже уволенные сотрудники. После этого на переговорах с руководством ВА было решено назначить забастовку на конец марта — с 20 по 22 марта и с 27 по 30 марта. Эти даты не нравились обеим сторонам, однако члены профсоюза на голосовании одобрили их.

По мнению авиакомпании, причин для протеста нет: зарплата летным экипажам не снижена, а только заморожена, а условия их работы остаются неизменными. Изменения в численности экипажей British Airways назвала «незначительными». «В прошлом месяце Верховный суд Великобритании постановил, что эти изменения в командах были необходимыми и разумными», — пояснил представитель авиакомпании. Как добавили в British Airways, руководство объединенного союза летных экипажей, в свою очередь, не известило членов о том, что намерено урезать вознаграждения и пособия. «Таким образом, каждый работник недополучит между 1 и 2,7 тысяч фунтов в год, — пояснили «Газете.Ru» в пресс-офисе. — И профсоюз не уведомил об этом летные экипажи, когда предлагал им голосовать за забастовку».