«Инноватором быть круто»

В школах появилось пособие об инновациях

«Газета.Ru»
В российские школы в рамках эксперимента внедряется новое пособие об инновациях. Школьникам предлагается прочесть интервью с Андреем Фурсенко, Михаилом Прохоровым и Анатолием Чубайсом, а также истории про скрепку, Lego и холодильник. Педагогам предложили использовать книгу на всех предметах «от математики до истории» и во внеурочное время.

В Москве широкой общественности представлено новое учебное пособие для старшеклассников. Книга «Живая инновация: мышление XXI века», написанная научным обозревателем газеты «Известия» Сергеем Лесковым, уже появилась в некоторых школах — в рамках эксперимента.

По признанию самого автора, в своей книге он хотел показать, что «инноватором быть выгодно, прибыльно и просто круто».

Как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе издательства «Просвещение», выпускающего пособие, всего в свет вышло 6 тыс. экземпляров книги, которые были разосланы в школы Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга и Новосибирска. Журналистам, учителям и чиновникам о книге рассказывал на конференции, посвященной инновациям в образовании и в разрабатываемых федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), директор «Просвещения» Александр Кондаков. Из окон актового зала Московской лингвистической школы № 1531, где проходила конференция, был виден специально пригнанный к мероприятию передвижной учебный класс «Нанотехнологии и материалы» — грузовик с большим прицепом, в котором находилась лаборатория. Класс-грузовик, проект нового учебного пособия и «многие другие вещи», как сказал Кондаков, — идеи Министерства образования и его главы Андрея Фурсенко в рамках реализации проекта «Школа инноваций». Директор издательства также добавил, что пособие — один из этапов апробации ФГОСов второго поколения в школах.

Стандарты подразумевают формирование новой личности – компетентного и ответственного гражданина – и новой национальной воспитательной идеи.

В «Просвещении» рассказывают, что первый семинар для учителей на тему нового пособия прошел в начале года в Казани. С педагогами встречались методисты из «Просвещения», московской школы № 548 «Царицыно», а также представители Московского комитета по науке и технологиям. После семинаров учителя школ, участвующих в эксперименте, начинали «использовать книгу об инновациях на своих занятиях». Впрочем, как именно, никто из участников конференции пояснить не смог. Представители «Просвещения» только подчеркнули, что это «не отдельный курс». Учителя, по словам Кондакова, могут использовать книгу «на факультативных занятиях, во внеурочное время, как дополнительную литературу практически к любому курсу: истории, обществознанию, физики, химии».

«Мотивировать детей на инновационное мышление можно на разных предметах – от математики до истории», — подытожил директор издательства.

Ему вторил автор книги Лесков. По его словам, «инновации могут быть в любой области». Правда, в самом пособии говорится, что оно рассчитано вовсе не на любой урок. Преподавать «живую инновацию», сказано в рекомендациях для учителей, можно как составляющую курсов обществознания и истории, также книгу можно использовать на практикумах по естествознанию, либо она может стать «пособием для внеурочной деятельности».

На обложке книги вместе с Петром Первым, Сергеем Королевым и Юрием Гагариным изображены жвачка Orbit, конструктор Lego и компьютерные диски. На иллюстрациях в самой книги – овечка Долли, разработчик Google Сергей Брин, Большой адронный коллайдер и даже кадр из фильма «Водный мир» с Кевином Костнером. «С учетом инновационного смысла пособия предлагается и методику работы с ним построить на инновационных принципах», — говорится в рекомендациях педагогам. Построена книга по методу «классического кейса (CASE) – сборника описания реальных ситуаций». Предоставленные автором ситуации учителям предлагается обсуждать с детьми в дискуссионных группах.

В пособии 14 глав, разделенных на разделы. В первом разделе дается задание для домашней работы, а ученикам предлагается прочесть текст о судьбе инноваций в России и мире. В следующем разделе Лесков определяет такие словосочетания, как «нисходящие инновации», «восходящие инновации», «процессные инновации», «технологический толчок», «вызов спроса», «мозговой штурм» или «перекрестное опыление идеями».

В каждой главе ученикам представляют также «мнение эксперта», 14 интервью с «инноваторами» — чиновниками, академиками или бизнесменами.

О том, что «нанотехнологии перевернут мир» и что «с помощью них мы превратим в цифру саму материю», на страницах пособия рассказывает министр образования Фурсенко. Глава Роснано Анатолий Чубайс говорит старшеклассникам, что «в условиях финансового кризиса аппетит российского бизнеса к венчурным технологиям падает». «В этих условиях дополнение экономики сильным инновационным сегментом становится крайне важным», — заявляет глава Роснано. Читателям сообщается, что еще один собеседник обозревателя «Известий» — президент группы ОНЭКСИМ Михаил Прохоров — был признан по итогам 2008 года самым богатым человеком России, согласно рейтингу Forbes. Прохоров также рассказывает про нанотехнологии, называя их «модной темой», комментирует новую форму для армии от модельера Валентина Юдашкина и дает инструкции, которые помогут вырасти «стоимости инвестиционной корзины». Профессор Сергей Капица же сообщает, что мир вступил в глубокий демографический кризис и женщины перестали рожать.

Самым интересным для школьника, по мнению автора, может оказаться раздел «Инновации, которые победили». Как заявил Лесков на брифинге, с помощью этой рубрики об «инновационных изобретениях» он пытался донести до школьника, что инновацией может стать не только атомная бомба, но и канцелярская скрепка.

Помимо скрепки в самом объемном разделе оказались истории про шоколад, лифт, шариковую ручку, жвачку, холодильник, электрический стул, дизель, супермаркет, Макдональдс, кока-колу, Барби, телефон и Lego.

«Любой учитель прочтет книгу с удовольствием. Она не назидательна, написана не свысока и может быть товарищем. Это очень удачный проект, его надо продвигать ближе к гражданам страны, которым инновационное мышление пригодится», — восхищался пособием министр Фурсенко. По мнению главы Минобрнауки, книга прекрасно объясняет, что такое инновация, и «передает ребятам, что изменения не всегда несут за собой что-то негативное». Больше всего министру понравился раздел пособия «Афоризм – тоже инновация», в котором автор приводит высказывания известных людей, так или иначе, по его мнению, связанные с инновациями. Любимый афоризм Фурсенко из книги – «Введи инновации, чтобы изменить правила игры» (американский специалист Дэвид Адейф). Автор «удачного проекта» Лесков после выступления министра сам обратился к учительской аудитории: «Желаю, чтобы все ваши ученики хотя бы отчасти повторили путь Билла Гейтса».