Российские спасатели вечером в четверг прекратили активные поиски в Японском море грузового теплохода New Star и восьми иностранных моряков, находившихся на его борту, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на дежурного капитана Владивостокского морского спасательно-координационного центра.
Поисковая операция, в которой участвовал спасательный буксир «Лазурит», закончилась ничем. Ни тел моряков, ни самого судна не нашли.
«Решение о прекращении активной фазы поиска было принято в четверг в 19.25 по местному времени (12.25 мск)», — сказал дежурный спасатель. Теперь погибших в море членов команды сухогруза будут искать лишь проходящие в районе бедствия суда.
Напомним, что сухогруз New Star, принадлежащий гонконгской судоходной компании, затонул в водах Японского моря 15 февраля. Восемь из 16 членов экипажа спаслись, остальных смыло в море. За три дня до инцидента судно покинуло порт Находки. Как сообщалось ранее, New Star привез туда партию несвежего риса, местный арбитражный суд по иску грузополучателя наложил обеспечительный арест на судно, но капитан сухогруза принял решение срочно покинуть порт и возвращаться в КНР.
Однако, по уточненным данным, New Star не был арестован — рассмотрение иска получателей груза было назначено на 13 февраля.
Об этом газете «Коммерсантъ» сообщил пресс-секретарь арбитражного суда Приморского края Сергей Акулич. Он уточнил, что получатель риса — ООО «Продпрограмма-импульс» раньше не смог доказать, что New Star необходимо арестовать. А 13 февраля «Продпрограмме-импульс» снова отказали в иске — на этот раз потому, что судна уже не было в порту Находки.
Однако в пятницу вечером стало известно, что компания намерена подать очередной иск о компенсации материального ущерба, сообщает «Интерфакс».
«Подпрограмма-импульс» уже потребовала от владельцев судна 12,3 млн рублей.
В компании агентству уточнили, что более 400 и 5 тыс. тонн риса, доставленных в порт Находки, были подмочены морской водой. Ответственность за это в «Подпрограмме-импульс» возлагают именно на экипаж и судно. «Причиной порчи 400 тонн риса стало плохое состояние судна или небрежное отношение команды к транспортируемому грузу», — заявили представители компании.
Российские пограничники преследовали сухогруз, самовольно покинувший Находку, три дня. Когда New Star нарушил границу РФ, экипаж последовал приказам пограничников и развернул судно. Однако оно попало в сильный шторм, дало крен и затонуло. Восьмерых членов экипажа со спасательных шлюпок волнами смыло в море. Их тела найти не удалось.
Выжившие моряки утверждают, что в ходе преследования по ним выстрелили не меньше 500 раз и именно из-за этой атаки сухогруз затонул. Сотрудники погранслужбы не отрицают, что делали в сторону корабля предупредительные выстрелы и даже несколько раз стреляли на поражение, но утверждают, что к гибели New Star привел шторм и неумелые действия капитана.
Решение возложить вину на капитана единодушно принято российской стороной: с пограничниками согласились и прокуратура, и МИД РФ.
«Сожалеем в связи с трагическими последствиями этих событий. Вместе с тем возлагаем всю вину за происшедшее на капитана судна New Star, который действовал крайне безответственно», — говорится в официальном комментарии внешнеполитического ведомства, который приводит «Интерфакс». Вина капитана-индонезийца в том, считает представитель МИДа Андрей Нестеренко, что он «несколько часов грубо игнорировал сигналы пограничного корабля, не выполнил законные требования пограничных властей».
Прокуратура, ведущая доследственную проверку по факту гибели New Star, сомневается не только в законопослушности, но и в профессиональной подготовленности капитана. «При проведении спасательной операции капитаном судна New Star были допущены нарушения правил безопасности по организации эвакуации членов экипажа на плоты», — сообщила в пятницу старший помощник приморского транспортного прокурора Светлана Окуневич.