Авиакомпания S7 («Сибирь») готова выплатить по 1 млн рублей родственникам погибших в катастрофе аэробуса А310, который разбился в Иркутске в июле 2006 года. Сделать это «Сибирь» намерена во внесудебном порядке. О выплате компенсаций без суда с авиаперевозчиком удалось договориться лондонским юристам. «Буквально вчера мы получили информацию от своих лондонских коллег — юридической фирмы Stewarts Solicitors, что удалось договориться с авиакомпанией «Сибирь» о добровольной выплате компенсаций во внесудебном порядке родственникам погибших в авиакатастрофе», — сообщил во вторник «Интерфаксу» президент Иркутской коллегии адвокатов Сергей Полевода.
«В своей работе мы вышли на финальную стадию. Каждая семья погибших в авиакатастрофе получит в среднем по 1 млн рублей. Есть семьи, которые могут рассчитывать на компенсацию в несколько миллионов рублей», — заявил Полевода.
Юрист отметил, что компенсация даже в 1 млн — это значительно больше, чем пострадавшие могли бы получить в России через суд.
Видимо, сами пострадавшие это тоже понимают: родственники погибших согласны получить компенсацию и не судиться с авиакомпанией. «Сегодня иркутские адвокаты связались с несколькими родственниками погибших, проживающих в Иркутске, — все они выразили согласие на получение компенсации во внесудебном порядке», — рассказал Сергей Полевода. Адвокат напомнил, что Иркутская коллегия адвокатов работала по 32 искам семей жертв катастрофы, а московские юристы защищали интересы еще 23 человек.
Ранее авиакомпания S7 уже предлагала выплатить родственникам погибших компенсации, но их суммы не превышали 200–300 тыс. рублей. На мировое соглашение с компанией пошли около 50 человек, в суды было подано более 200 исков. Московский адвокат Игорь Трунов, представляющий интересы нескольких семей погибших, в том числе 22-летней Любови Сластиной, потерявшей в катастрофе мать и сестру и оставшейся с 68-летним отцом-инвалидом на иждивении, называл предлагаемые ранее суммы компенсаций «спорными». Так, заявлял адвокат, в ноябре 2006 года S7 выплатила 176 тыс. рублей жителю Иркутска за разрушенный при крушении самолета гараж. «По каким расчетным схемам жизнь двух людей и существование оставшейся без кормильца семьи стоит всего в полтора раза дороже сломанного гаража — неясно», — заявлял тогда Трунов.
Согласятся ли Сластины, требовавшие 20 млн рублей за моральный и материальный ущерб, и другие семьи на 1 млн компенсации без суда, пока неясно.
Катастрофа А310 может стать первым случаем в России, когда пострадавшие получат столь значительную компенсацию причиненного ущерба.
До сих пор речь шла о меньших цифрах. Расчеты российского правосудия не выходили за пределы 600 тысяч рублей – во всяком случае, такая цифра фигурировала в российской судебной практике как максимальная по моральному ущербу, говорят юристы.
Помимо компании «Сибирь» ответчиком по искам пострадавших могла стать компания — владелец А310 — корпорация Airbus Leasing II (лизинговое подразделение Airbus), как собственник потенциально опасного транспортного средства, ее штаб-квартира расположена в США. Юристы, представляющие интересы родственников погибших, рассчитывали получить в американском суде реальные компенсации, так как правосудие США оценивает жизнь человека намного выше, чем российское. Однако в июне 2007 года суд Южного округа Нью-Йорка отказался рассматривать иски, направив их обратно в Россию. Таким образом, американские судьи удовлетворили ходатайство компании-авиаперевозчика, заявлявшей, что разбирательство должно проходить в России, так как катастрофа произошла на внутреннем рейсе.
Аэробус А310, следовавший рейсом Москва — Иркутск, потерпел крушение 9 июля 2006 года. Совершая посадку в аэропорту Иркутска, самолет выкатился за пределы полосы, пробил бетонное заграждение, врезался в гаражи и загорелся. На борту оставалось около тонны горючего, и пламя охватило весь авиалайнер. По словам выживших пассажиров, приземлившись, аэробус снова начал набирать ход, после чего они услышали два хлопка, затем произошел сильный удар и начался пожар.
Жертвами иркутской трагедии стали 125 человек. По заключению Межгосударственного авиационного комитета (МАК), причиной катастрофы стали неправильные действия экипажа самолета. Однако авиакомпания «Сибирь», вскоре после катастрофы переименовавшаяся в S7, а также ряд независимых экспертов не согласны с выводами комиссии МАК. Следствие по уголовному делу, которое ведет Восточно-Сибирское следственное управление на транспорте, продлено до 9 июня 2008 года.