Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Стачка остановила Францию

Во Франции началась бессрочная массовая забастовка рабочих

Ксения Рябова 14.11.2007, 11:03

Французские рабочие начали массовую забастовку. Стране грозит транспортный и энергетический коллапс, но президент Никола Саркози не намерен идти на уступки бастующим. Он хочет лишить их всех пенсионных привилегий и приравнять к работникам частного сектора.

Во вторник вечером во Франции началась бессрочная массовая забастовка госслужащих, протестующих против пенсионной реформы, инициированной президентом страны. Никола Саркози активно выступает за законодательную инициативу, согласно которой часть рабочих будут работать больше и потеряют свои льготы.

В забастовке принимают участие рабочие транспортной сети, энергетической промышленности, преподаватели и государственные служащие.

В частности, во вторник в 20.00 по местному времени свои рабочие места покинули сотрудники государственной транспортной компании SNCF, обслуживающей французские железные дороги. Как сообщает «Би-би-си», они планируют участвовать в забастовке по крайней мере до субботы. Согласно заявлениям сотрудников SNCF, на междугородние линии выйдут только 90 поездов из 700.

В среду к стачке присоединятся водители городского транспорта Парижа — они намерены обслуживать лишь 10 автобусов и поездов метро. В этот же день в забастовку вольются сотрудники энергетической промышленности.

Забастовка может стать самой крупной во Франции за последние 10 лет.

Предполагается, что в следующий вторник, 20 ноября, работу прекратят государственные служащие и учителя. Они сделают это в знак протеста против сокращения 23 тысяч рабочих мест в государственном секторе.

Массовая забастовка должна заставить президента отказаться от новой пенсионной реформы. Согласно плану пенсионной реформы, которую хочет реализовать Саркози, будут ликвидированы пенсионные привилегии для работников государственных транспортных, энергетических и ряда других компаний. В частности, они станут уходить на пенсию на 2,5 года позже, чем сейчас (вместо 37,5 — 40 лет стажа), а большинству придется ходить на работу полвека. Работники этой сферы перестанут получать повышенную пенсию и лишатся льгот в оплате коммунальных услуг. Условия работы сотрудников транспортных и энергетических компаний госсектора должны приблизиться к условиям работы служащих частного сектора, предполагает реформа.

В настоящее время специальный пенсионный режим распространяется на 1,6 млн человек. И количество пенсионеров, получающих пенсионные привилегии, составляет всего 6% от общего числа. Во французском правительстве говорят, что эти льготы ежегодно обходятся бюджету страны примерно в $7 млрд. Льготы появились по инициативе властей после Второй мировой войны. Они были введены, чтобы помочь людям, занятым на опасной или трудной работе или на восстановлении разрушений в стране, и распространялись на работников национальной железной дороги SNCF и энергетической компании EDF, а также на шахтеров.

Рабочие настаивают, что условия их труда все еще непростые (хотя и легче, чем 50 лет назад) и они имеют право на льготы. Работники напоминают правительству о нестандартном графике работы и в целом небольших заработных платах.

Саркози же остается непреклонным в своем решении. «Я проведу эти реформы до конца, и ничто не остановит меня в реализации нового закона», — заявил французский президент. По его словам, для этого он и был избран французскими гражданами: пенсионная реформа была одним из пунктов в его предвыборной программе. Саркози заявил, что тогда французы поддержали эту инициативу и теперь он считает себя обязанным сделать то, что обещал.

Другого мнения придерживается секретарь одного из наиболее крупных профсоюзов во Франции «Общая конфедерация труда» (CGT) Оливер Сека. «Если реформы означают, что граждане должны будут больше работать и получать уменьшенные пенсии, сомневаюсь, что они согласятся на такие реформы», — сказал он. «Уверенная позиция Саркози противостоять мощным профсоюзам Франции теперь стоит перед вопросом, а репутация самого президента зависит от развития событий», — отмечает «Би-би-си».

Около месяца назад, 18 октября, французские рабочие уже устраивали массовую забастовку, которая, однако, не заставила президента изменить своего решения.

Профсоюзы устроили забастовку на сутки, жители Франции столкнулись с большими транспортными проблемами. Движение встало на линиях метро Парижа и на железных дорогах по всей Франции, в столице практически не ходили автобусы. Забастовку на сутки устроили все 8 профсоюзов государственной транспортной компании SNCF, обслуживающей французские железные дороги. Из всех поездов во Франции в работе были задействованы только 5%, в забастовке участвовали около 75% служащих железных дорог. В пути была лишь пятнадцатая часть от обычного количества междугородних скорых поездов TGV: из 700 составов профсоюзы обслужили всего 46.

Профсоюзы транспортной компании RATP, которая управляет всем общественным транспортом в Париже, также поддержали акцию. Метро, городской наземный транспорт, а также пригородная сеть (RER) обслуживали жителей в минимальном объеме. Впрочем, некоторые автобусы на улицах все-таки встречались: согласно законодательству Франции, полностью отказать стране в своих услугах транспортники не могут. Кроме того, забастовка практически не затронула местный общественный транспорт в других городах. Льготы не распространялись на огромное количество транспортных рабочих за пределами столицы, поэтому многим не имело смысла участвовать в протестной акции.