Старое «Око»
космической войны

Ракета-носитель «Молния-М» вывела на орбиту спутник системы предупреждения о ракетном нападении

Минобороны пополнило свою орбитальную группировку спутником серии «Око», входящим в систему предупреждения о ракетном нападении. По данным «Газеты.Ru», аппарат давно морально устарел, но другие, более современные, у российских военных появятся не раньше 2009 года.

Во вторник с космодрома Плесецк стартовала ракета-носитель среднего класса «Молния-М». Боевые расчеты Космических войск (КВ) осуществили запуск ракеты в 8.39 мск, а в 9.35 «Молния-М» успешно вывела на целевую орбиту космический аппарат серии «Космос». Как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе Космических войск, ему присвоен порядковый номер 2430. «С аппаратом, выведенным на орбиту в интересах Минобороны, установлена и поддерживается устойчивая связь, — добавили в пресс-службе. — Бортовые системы спутника функционируют нормально». В 10.15 «Космос-2430» был принят на управление наземными средствами КВ, которые в дальнейшем будут управлять им в процессе орбитального полета.

Военные по традиции не раскрыли назначения спутника, но очевидно, что речь идет об аппарате раннего предупреждения о ракетном нападении серии «Око».

Спутники «Око» фиксируют инфракрасное излучение в атмосфере на фоне поверхности. Так они обнаруживают старты межконтинентальных баллистических ракет (МБР). В 2006 году для восполнения орбитальной группировки Системы предупреждения о раннем нападении (СПРН) Космические войска планировали запустить сразу два аппарата типа 73Д6 (на высокоэллиптическую орбиту) и один 73Х6 (геостационар). Это позволило бы довести время контроля за территорией возможных противников до 12 часов в сутки. Однако из-за нехватки ракет-носителей военные произвели только один запуск — 21 июля 2006 года на высокоэллиптическую орбиту был выведен аппарат «Космос-2422».

В итоге, после того как в октябре прошлого года с орбиты был уведен спутник серии «Око» («Космос-2389»), в группировке оставались только два аппарата — «Космос-2422» и «Космос-2379» (находится на геостационарной орбите еще с августа 2001 года). В то же время полноценный космический эшелон предполагает размещение девяти спутников на высокоэллиптических и минимум одного — на геостационарной орбитах. Аппараты, которые расположены на высокоэллиптических орбитах, проходят наиболее благоприятную точку для обнаружения стартов МБР с интервалом около 12 часов. А максимальное время, в течение которого один спутник может обнаруживать старт ракет, составляет примерно шесть часов ежедневно. Это значит, что для непрерывного наблюдения за территорией, где базируются МБР, в состав группировки должны входить по меньшей мере четыре спутника. В полном составе эшелон работал только с 1987 по 1996 год.

По мнению экспертов, уже несколько лет космический эшелон СПРН находится в таком состоянии, что способен обнаружить только массированный ракетный удар.

И очередной запуск спутника серии «Око» не решит эту проблему кардинально. Дело в том, что, по данным «Газеты.Ru», Космические войска запустили аппарат типа 73Д6, считающийся устаревшим и ненадежным. Идентифицировать его не составило большого труда, так как из Плесецка «Молния-М» может вывести спутник только на высокоэллиптическую орбиту (для вывода на геостационар нужен «Протон»), к тому же эту ракету-носитель сейчас используют только для двух типов аппаратов: «Око» и спутников связи серии «Молния», однако в последнем случае они так и называются — «Молния», а не «Космос». Кроме того, как пояснил «Газете.Ru» эксперт, пожелавший остаться неназванным, «по данным командования аэрокосмической обороны Северной Америки (NORAD), начальная орбита спутника вполне соответствует предыдущим запускам по программе «Око» — наклонение 62,8, высота 565 км — 39 тыс. км и период 702».

На смену старым спутникам типа 73Д6 Космические войска давно планируют получить аппараты серии ЕКС. Причем еще пару лет назад планы Минобороны предусматривали запуск первого такого аппарата на высокоэллиптическую орбиту как раз во втором полугодии 2007 года, а на геостационар — во втором полугодии 2009 года. Однако ЦНИИ «Комета», конструирующее эти аппараты, обещает начать испытания первых спутников этой серии не ранее чем в 2009 году.

Задержку в реализации новой программы по разработке космических аппаратов для СПРН подтвердил «Газете.Ru» и командующий Космическими войсками Владимир Поповкин.

В августе этого года, отвечая на вопрос корреспондента «Газеты.Ru» на авиасалоне МАКС, он признал, что перерывы наблюдения отдельных территорий сегодня существуют, но КВ и промышленность решают этот вопрос. «Летные испытания в рамках этой программы должны начаться через два года», — сказал Поповкин. До тех пор Минобороны полагается в основном на наземный сегмент системы СПРН. «У нас есть хорошие «глаза и уши» и уверенность, что на нашу территорию неожиданно не упадет ни головная часть, ни боевой блок, — добавил он. — Дыр в системе СПРН у нас нет».

Насколько удачно будет выполнять свою работу в системе СПРН запущенный во вторник спутник «Око», станет известно через несколько суток, когда он выйдет на рабочую орбиту.

Евросоюз нарастил производство снарядов до 1 млн в год