Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Москва закрывается от мигрантов

В Москве могут ужесточить правила учета мигрантов

ИТАР-ТАСС
Столичный мэр заявил, что нынешняя уведомительная система миграции не работает — поэтому в Москве ее нужно заменить разрешительной. Причем, по словам Юрия Лужкова, он уже договорился с премьер-министром Виктором Зубковым об отмене для столицы нормы федерального закона, облегчающей жизнь гастарбайтерам.

В четверг мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что столичные власти намерены ужесточить правила регистрации иностранных граждан и в разы уменьшить число мигрантов, которым будет позволено жить и работать в Москве.

Как передает ИТАР-ТАСС, выступая на конференции в ГУВД, градоначальник заявил, что «все разговоры о том, что городу необходимо около 1,5 млн мигрантов, не выдерживают критики». Сейчас в городе зарегистрировано более 800 тыс. мигрантов, и это «слишком много», считает Лужков: «В Москве должны работать 200 тыс. трудовых мигрантов, и ни человеком больше». В подтверждение своих слов московский мэр привел статистику. По его данным, 40% всех преступлений в городе совершают приезжие. «Если мы разберемся с этим вопросом, мы почти наполовину улучшим криминальную ситуацию в городе», — считает Лужков.

Впрочем, по словам мэра, для отмены в столице нормы федерального закона, устанавливающей уведомительную систему учета мигрантов и тем самым облегчающей жизнь гастарбайтерам, уже практически все готово.

«Я договорился с премьер-министром РФ Виктором Зубковым о том, чтобы изменить систему миграции в Москве. Я считаю, что система должна быть разрешительной. Город должен сам разрешать определенному количеству мигрантов приезжать сюда на работу», — заявил Лужков.

В самой мэрии и правительстве России комментариев на этот счет пока не дают.

Проблемой сокращения квот на привлечение приезжих рабочих с применением уведомительной системы миграции Юрий Лужков озаботился не сегодня. С начала действия нового миграционного законодательства он неоднократно высказывался по этому поводу.

А два дня назад в федеральной «Российской газете» Лужков выступил с критикой государственной миграционной политики, которую назвал «упрощенческими экспериментами в сфере миграции».

«Создание незамысловатой «уведомительной» системы миграционного учета — серьезнейшая ошибка... Необходимо... уйти от неоправданно ультралиберальной системы учета трудовой миграции», - пишет мэр в статье под заголовком «Москва — не проходной двор». По мере роста экономики и централизации власти в федеральном центре Москва с населением более 10 миллионов столкнулась с инфраструктурными проблемами, включая пробки и перегруженность метро, считает Лужков. Еще одна проблема, вызванная притоком трудовых мигрантов, — «социокультурная нагрузка на общество». Кроме того, мэр озабочен тем, что в тех отраслях экономики, где доля труда мигрантов наиболее высока, импорт кадров разрушает национальную систему профессиональной подготовки по соответствующим специальностям. Собственных специалистов становится все меньше, а зависимость от миграции, соответственно, возрастает еще больше.
Признавая, что без иностранных трудовых ресурсов Москве сегодня не обойтись, Лужков предлагает усилить государственное регулирование в этой сфере: «Мы ставим вопрос в Москве очень четко: «уведомительный» принцип для нас неприемлем. Он не позволяет нормально управлять ситуацией и решать проблемы развития города».

Столичный парламент готов поддержать позицию мэра и до конца этого года планирует выступить с законодательной инициативой в Госдуму.

Как считает вице-спикер Мосгордумы Андрей Метельский, заявительный принцип фактически привел к полной бесконтрольности мигрантов в столице, а вопросы, связанные с его пребыванием и социальными гарантиями, остаются без ответа. По его мнению, во-первых, надо уйти от заявительного принципа регистрации трудовых мигрантов, во-вторых, количество квот на рабочие места для мигрантов должно точно соответствовать экономическим запросам региона, и Федеральная миграционная служба должна определять квоты на основе обоснованных заявок регионов.

Впрочем, столичная мэрия решила сделать ставку на запретительные меры, не дожидаясь каких-либо изменений на федеральном уровне: еще в июне на заседании городского правительства была поставлена задача вновь усложнить регистрацию иностранных граждан в столице.

Юрий Лужков впервые призвал тогда к троекратному сокращению квот на трудовые ресурсы и «завернул» предложенную комитетом межрегиональных связей и национальной политики миграционную программу (она предусматривала строительство в Москве гостиниц «упрощенного типа» для иностранных рабочих и создание для них биржи труда — «миграционного терминала»). По словам Лужкова, в документе не было главного — системы ограничений для использования иностранной рабочей силы и мер по повышению потенциала собственных квалифицированных кадров.

Мигранты работают в столице в основном в таких отраслях, как строительство, торговля, ЖКХ и транспорт. Именно эту проблему должен был решить механизм квотирования, когда работодатели подают заявки на мигрантов определенных специальностей. Но эта система сегодня не работает.

Заявления работодатели должны подавать за год, но ни один из них не знает, сколько рабочих каких специальностей и из каких стран ему понадобится в следующем году. Не спешат работодатели подавать заявки и потому, что это сулит дополнительные траты (оплату пошлины за использование иностранной рабочей силы, а также единый социальный налог в 26% с фонда оплаты труда, с которого идут отчисления в фонды соцстраха и медстраха, а также пенсионный). Кроме того, по действующему законодательству можно набирать иностранных мигрантов без всяких заявок и оформлять их уже по факту.

В итоге работодатели сегодня по минимуму подают заявки на привлечение иностранной рабсилы. К началу 2007 года было подано также всего 250 тыс. обращений. Впрочем, за год по факту квота была увеличена до 810 тыс. По всей видимости, помогли проверки ФМС и последующие репрессивные меры.

В 2008 году ситуация, скорее всего, повторится, и основная часть мигрантов из-за рубежа будут жить в Москве нелегально.

По мнению члена комиссии по межнациональным и межконфессиональным отношениям Мосгордумы Владимира Лакеева, проблема заключается не в самой трудовой миграции, а в ее нелегальности. Работодатели заинтересованы выжать из работника по максимуму, обходясь при этом без соцпакетов и уплаты налогов, — заявил он «Газете.Ru». — И работники будут принимать их условия».

Что до преступности, то, по словам научного координатора Московской исследовательской программы по миграции Международной организации по миграции Галины Витковской, мэр не прав: среди вынужденных переселенцев уровень преступности в 10 раз меньше, чем среди местного населения. Поэтому нелегалов нужно срочно выводить из тени.

По мнению правозащитников, обновленное миграционное законодательство просто создало лишние проблемы для столичных властей.

Пока иностранные граждане не могли регистрироваться и оставались в тени, московские власти могли их не замечать, считает председатель правозащитного комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина. «Регистрация по месту работы, а не проживания — одна из наиболее сильных сторон обновленного законодательства, — говорит она. — Недавно высокопоставленный представитель московской власти заявил, что новое законодательство вынуждает город строить жилье для мигрантов. Я считаю это очень высокой оценкой законодательству».

Кроме того, по словам Светланы Ганнушкиной, московские власти «сами заинтересованы в том, чтобы на стройках работали нелегалы, ведь огромные прибыли с этого имеют приближенные к ним люди».