Пенсионный советник

Шаттл на Землю не вернется

Трещина в обшивке шаттла оказалась серьезнее, чем думали в NASA

Алиса Снежкина 13.08.2007, 10:25

Трещина в обшивке шаттла Endeavour оказалась глубже, чем думали в NASA: она доходит до алюминиевого корпуса челнока. За два дня инженеры должны вычислить возможность взрыва шаттла при возвращении на Землю. Скорее всего, брешь в шаттле астронавтам придется чинить непосредственно на орбите.

В ночь на понедельник астронавты шаттла Endeavour, поврежденного во время полета к Международной космической станции, провели лазерное обследование треснувших термоизоляционных панелей на днище челнока и пришли к неутешительным выводам. Как передает Associated Press, «ранение» шаттла оказалось гораздо серьезнее, чем надеялись специалисты американского космического агентства NASA. Еще несколько часов назад сотрудники агентства сохраняли надежду, что повреждение окажется не слишком опасным. Но девятисантиметровая брешь, образовавшаяся при столкновении с куском термоизоляционной пены во время старта либо с острым куском льда в начале полета, оказалась слишком глубокой (2,5 см) и проходит через всю толщину покрытия панелей.

Таким образом, под угрозой разрушения оказываются мягкое наполнение межпанельного пространства и сам алюминиевый корпус шаттла.

Как сообщил журналистам представитель NASA, в понедельник или, самое позднее, во вторник руководители полета должны решить, будет ли проведена опасная попытка ремонта термоизоляционного покрытия на орбите. Перед тем как отправить астронавтов на днище шаттла, инженеры должны определить, способна ли поврежденная область выдержать огромные температуры, до которых раскаляется лицевая часть аппарата при возвращении на Землю. Чтобы понять, можно ли лететь на челноке обратно или он не выдержит и взорвется, нужно провести испытания образцов материала теплозащитных панелей при высокой температуре, а также необходимые компьютерные симуляции.

Семеро астронавтов, прилетевших на Endeavour, сейчас находятся внутри МКС. Группа под руководством Скотта Келли планирует починить один из ориентационных гироскопов МКС, который сломался и отключился в октябре 2006 года. Поначалу экипаж собирался провести на станции 11 дней.

Но одновременно с обнаружением поломки NASA решила продлить миссию Endeavour на 3 дня.

Согласно новым планам, отстыковка от МКС теперь произойдет 20 августа, а приземление состоится спустя еще двое суток — 22 августа. Как сообщили в агентстве, успешные испытания новой системы подачи электроэнергии с МКС на шаттл позволяют астронавтам остаться на станции две недели. Новая система позволяет перебрасывать электричество, вырабатываемое солнечными батареями МКС и поступающее в энергосистему станции, на многоразовый космический аппарат для подзарядки его аккумуляторов. Благодаря этому шаттл сможет дольше пробыть на орбите, пояснил представитель NASA, а астронавты совершат еще один, дополнительный выход в открытый космос — четвертый.

В космическом агентстве подчеркнули, что продление полета шаттла никак не связано с полученными им повреждениями.

Напомним, что специалисты NASA обнаружили трещину на теплоизоляционном покрытии шаттла в субботу, на следующий день после успешной стыковки челнока с Международной космической станцией. Как сообщает Reuters, эксперты нашли повреждение, изучив 296 фотографий днища шаттла, сделанных экипажем МКС перед стыковкой (Endeavour установили в такое положение, чтобы экипаж МКС смог сфотографировать его крыло и баки и осмотреть на предмет повреждений).
По данным аэрокосмического управления США, вскоре после старта с космодрома во Флориде с челноком столкнулся кусок льда или теплоизоляционной пены, который оставил вмятину около люка одной из стоек шасси.

Именно разрушение защитного слоя фрагментом обшивки, оторвавшимся от внешнего топливного бака, стало причиной катастрофы челнока Columbia в 2003 году.

Тогда при возвращении на Землю погибли семь членов экипажа космического корабля. После этой трагедии перед каждым запуском шаттла в NASA проводят тщательную проверку его теплоизоляции, но от повреждения защитной оболочки в космосе это не страхует.