16 августа 2018

 $66.88€75.92

18+

(none)

«Ученые могут оставаться просто учеными»

О молодежной зимней школе «Поколение Сколково» «Газете.Ru» рассказал исполнительный директор ОтУС Андрей Егоров

Зимняя школа ОтУС-2014
Зимняя школа ОтУС-2014

Фотография: ОтУС

Открытый университет Сколково (ОтУС) формально нельзя назвать университетом – дипломов об окончании здесь не выдают. Это специальная просветительская программа Фонда «Сколково» для молодежи. Участникам процесса предлагают самые разнообразные алгоритмы обучения. Одной из эффективных форм получения новых знаний и формирования полезных навыков в ОтУС считают сезонные молодежные конференции.

– Андрей, какие задачи стояли перед вами, когда вы организовывали эту школу?

– Зимняя школа ОтУС не первая сезонная школа. В 2012 и 2013 годы мы проводили летние школы. Это традиционный и довольно успешный формат. У нас получается собрать вместе на неделю междисциплинарную группу студентов, молодых ученых, представителей бизнеса и институтов развития. В очень плотном графике, с утра до ночи, мы работам над вполне определенными темами. Понятно, что все темы касаются инновационного центра «Сколково», его проектов, выхода этих проектов на рынок. Есть темы смежные, имеющие отношение к развитию инновационной экосистемы в целом. В рамках этой зимней школы внутренним заказчиком выступил непосредственно сам Фонд «Сколково», который готовится летом провести вторую конференцию Startup Village, ставшую на сегодняшний день самой крупной конференцией стартаперов, а на международном рынке – самым видным мероприятием в России в этой области.

Поэтому мы решили «влить свежую кровь» и помочь нашим коллегам из Фонда организовать рефлексию, дискуссию о том, что такое международная конференция в инновационном центре «Сколково», а также обсудить ее различные аспекты: от формата и дизайна площадок до привлечения участников через социальные сети.

Это был основной замысел, а дальше мои коллеги в ОтУС разработали концепцию, пригласили заказчиков внутри фонда и провели школу.

– Каждый раз вы выбираете разные темы?

– Сезонные школы – это наш формат. Каждые полгода мы придумываем, вокруг какой темы объединять сообщество. Акцент может быть сделан на коммерциализацию проектов, а может – на развитие инновационной экосистемы. В данном случае, на зимней школе – это взгляд молодого поколения инноваторов на то, как им было бы комфортно принимать участие в Startup Village.

– А каков был состав участников?

Отвечает Ксения Балицкая, тьютор ОтУС:

– На школе было 100 человек, из них 70 – студенты различных вузов, молодые ученые. Представители от регионов составили 30% от общего числа участников. Посетили школу и студенты из СНГ. В работе школы приняли участие представители госструктур отдельных регионов. Мы приглашали наших партнеров, участников их программ и тех людей, которые нацелены на развитие. Партнеры присылали по результатам своего собственного отбора списки финалистов своих конкурсов на местах. Среди слушателей школы было лишь 15% представителей ОтУС из прошлых программ.

– Мне представляется тема очень сложной. Как вы смогли увлечь людей? Что было в программе?

Отвечает Елена Дирюгина, руководитель программ ОтУС, автор программы школы:

– Когда у нас появился запрос сделать одним из ключевых фокусов программы школы проектирование Startup Village, перед нами встала проблема: с одной стороны школа должна решать задачи Фонда, с другой стороны – удовлетворять потребностям и интересам наших участников. Мы попытались понять, что в теме проектирования Startup Village наши студенты и аспиранты могут получить для себя. И эту точку соприкосновения интересов организаторов международной стартап конференции и участников школы мы нашли в теме коммуникаций - коммуникаций как части нашей жизни вообще и как важнейшей части инновационного процесса, жизни инновационной экосистемы России. Ведь StartupVillage – это в первую очередь коммуникативная площадка, и – срез этой экосистемы). В программе мы условно выделили три слоя. Первый - о коммуникации в принципе: что такое коммуникация теоретически и как практически выстраивать общение в команде, с коллегами, с партнерами. Второй слой – инновационная экосистема России: игроки, которые участвуют в Startup Village, их цели и задачи, стратегии и потребности. Кроме того, участники обсуждали, как они сами могут построить свою карьеру в инновационной системе. И, наконец, конкретным задачам о самом мероприятии Startup Village был посвящен третий слой программы.

И так с 10 часов утра до 10 часов вечера. Все общение происходило в основном в здании Гиперкуба за исключением 2-х дней, когда участники разъезжались по офисам корпораций и институтов развития, а во второй половине дня собирались в Центральном доме предпринимателя.

Лекции, семинары, стратегические и деловые игры, работа в группах, экскурсии в офисы – таковы формы активности на школе. Экскурсии в офисы крупнейших компаний – SAP, Intel, Autodesk, РВК, Роснано и других. Участники школы, разделившись на команды по 8-14 человек, встречались с топ-менеджерами этих организаций. Затем обсуждали, удалось ли добиться целей визита: от них требовалось как побеседовать о Startup Village, так и решить свои собственные групповые задачи, завязать контакты. Второй экскурсионный день посвятили теме организации пространства для коммуникации, в частности на Startup Village. Ходили в креативные офисы компаний «Яндекс», «Дождь», «Эрудитор Групп», «Островок», смотрели, как там организовано рабочее пространство для активного совместного общения и деятельности сотрудников. Отдельный день был посвящен технологическим трендам в медицине, ИТ и других областях. В рамках школы провели роботехнический фестиваль – программировали мини-роботов.

– Какие впечатления у организаторов были самыми яркими?

Отвечает Евгения Русских, менеджер проектов ОтУС:

– На этой школе я отвечала за организационную составляющую. Для меня самыми яркими были первый и последний день школы. В первый день мы проводили деловую игру, все проходило ярко и динамично. В последний день защищали проекты.

Это было необычайное представление. Одна из команд студентов, например, сделала целый перфоманс с презентацией идеи Startup Village.

– Общение участников школы простирается за пределы тех шести дней, когда проходит мероприятие? Вы организуете для них виртуальные площадки?

Отвечает Николай Яковенко, менеджер проектов ОтУС:

– Одна из целей наших школ – создать в Сколково сообщество талантливых и творческих молодых людей, показать, что Сколково это перспективная площадка для тех, кто хочет создать нечто особенное, кто хочет изменить жизнь и знает, что он такой не один. На сезонных школах наши участники заводят новых друзей, завязываются новые связи. С каждой школой растет наше сообщество. ОтУС старается быть открытым для всех.

Одно дело – построить здания, другое дело – кем-то его заселить. Нужна подготовительная работа. Это важно.

– Андрей, возвращаясь к стратегическим вопросам: как удается балансировать?

– Находясь внутри Фонда и занимаясь Открытым университетом, необходимо балансировать. С одной стороны есть запросы наших студентов и участников, не всегда напрямую связанные с Фондом «Сколково» и их дальнейшей судьбой в инновационной экосистеме. Мы должны их вовлечь и увлечь. С другой стороны, мы находимся внутри Фонда «Сколково», который обеспечивает нас ресурсами, и мы должны работать на Фонд, выполнять задачи, поставленные перед Фондом в целом. И надо поддерживать этот баланс. Мы находим заказчика внутри Фонда, как в данном случае проект Startup Village, организаторы которого высоко оценили те презентации, которые студенты сделали на школе. С другой стороны, сами студенты, которые не имели прямого отношения ни к инновационному центру, ни к Startup Village – увлеклись. Мы услышали положительные отзывы о Фонде в целом. Это важный показатель. С одной стороны – увлеченное сообщество молодых, с другой стороны – удовлетворенность Фонда как заказчика. И на этих двух «разнонаправленностях» мы балансируем.

– Когда мы с Вами беседовали пару лет назад, Вы приводили в качестве идеальной модели обучения Коллеж де Франс в Париже, где студенты могут посещать лекции свободно, по желанию, на бесплатной основе, но научный уровень этого учебного заведения весьма высок. Сегодня Вы не изменяете своей идее?

– Мы стараемся не отступать от изначальных устремлений, какие бы у нас не были внешние институциональные ограничения, мы с ними работаем, отвечаем на запросы, и при этом стараемся поддерживать, прежде всего, интересы нашей основной аудитории, чтоб им было интересно, и они увлекались. В том первом интервью я привел пример Коллеж де Франс как системы открытого образования ради образования. Мы ставим более широкие задачи, и они у нас менялись за эти три года. Просвещение – это одна из задач, но мы должны выполнять и стоящие перед нами институциональные задачи. Те задачи, которые мы ставили прежде – никуда не ушли, они остались. Мы работаем как с основным ядром ОтУС, так и с широкой аудиторией, когда делаем, например, Фестиваль актуального научного кино 3600.

– Как эволюционировал ОтУС за три года своего существования? Что изменилось?

– Прежде мы набирали общий поток слушателей, и ребята в процессе обучения специализировались, теперь – сразу формируем группы по конкретным направлениям, по которым работает Фонд «Сколково». Другой момент: у нас расширился функционал. Нам поставили задачу по популяризации инновационной деятельности, и мы включены во все соответствующие комитеты и рабочие группы. Эта тема также важна.

Начинаем работать с соотечественниками, которые трудятся за рубежом, и мы поддерживаем, например, форум, который будет проходить в Аризоне, США, 10–11 марта, организованный Международной Ассоциацией русскоязычных научно-технических специалистов.

Нужно вовлекать наших соотечественников, живущих заграницей, в российские проекты. Сеть становится международной. Планируем работать с иностранными студентами, обучающимися в России.

– Андрей, какие планы на будущие сезонные школы?

– Мы только что провели зимнюю школу, но уже начинаем готовить летнюю. Мы каждый раз меняем вектор и придумываем новую концепцию сезонных школ. Летняя школа 2014 года – для молодых ученых, и она будет посвящена тому, как из научных проектов сделать бизнес-проекты. Ученые могут просто оставаться учеными и не выходить из своих лабораторий, а могут выходить, и мы будем обсуждать – как.

Мы хотим провести эту школу совместно с одной из структур Российской академии наук.

Кроме того, с 12 марта запускаем проект Pharma's cool. Наш основной партнер этой программы – Pfizer. Эксперты крупнейших фармкомпаний – Pfizer, AstraZeneca, Shimadzy, «Р-Фарм», «ХимРар» в течение двух месяцев будут читать лекции, посвященные процессам разработки новых лекарств. На программу зарегистрировалось уже более 200 слушателей – не только студенты, аспиранты и молодые ученые, но и директора фарм-стартапов, которые являются резидентами Фонда «Сколково».

– Есть и другие сезонные школы для студентов и молодых ученых, организуемые в России. Ваши ребята посещают их?

– Да, мы знаем о таких школах, например Future Biotech. В некоторых из них мы принимаем участие. Организаторы пущинской конференции «Биология – наука XXI века» в прошлом году приглашали нас поучаствовать в программе: мы проводили трехдневную форсайт-сессию и тренинг по коммерциализации проектов. Хорошо, когда есть много программ и существует возможность выбора. Это и нас стимулирует делать лучше свои мероприятия, и дает широкие возможности участникам.

  • Livejournal

Уважаемые читатели! В связи с последними изменениями в российском законодательстве на сайте «Газеты.Ru» временно вводится премодерация комментариев.

Новости СМИ2
Новости СМИ2
Новости net.finam.ru