Найдено самое древнее захоронение, созданное не Homo sapiens

В ЮАР нашли захоронение вида H. naledi, который считался неспособным к сложному поведению

Археологи Витватерсрандского университета (Йоханнесбург, ЮАР) обнаружили самое древнее захоронение в мире, содержащее останки дальнего родственника человека с небольшим мозгом, который ранее считался неспособным к сложному поведению. Исследование опубликовано в eLife.​

Ученые нашли несколько скелетов Homo naledi. Останки были погребены примерно на 30 метров под землей в системе пещер в Колыбели человечества (представляет собой сложную сеть известняковых пещер в Южной Африке, которая остается эпицентром открытий древних человеческих окаменелостей).

«Это самые древние захоронения, которые когда-либо были зафиксированы в летописи гоминидов. Они старше, чем захоронения Homo sapiens, по крайней мере на 100 000 лет. В ямах, которые были преднамеренно вырыты, а затем засыпаны, чтобы скрыть тела, находятся по меньшей мере пять особей. Эти открытия показывают, что погребальные практики не ограничивались H. sapiens или другими гоминидами с большими размерами мозга», – заявили авторы.

Полученные данные бросают вызов современному пониманию эволюции человека, поскольку считается, что развитие более крупного мозга позволило выполнять сложные, «осмысленные» действия, такие как погребение мертвых.​ У Homo naledi мозг был размером с апельсин, а рост особи недочеловека достигал около 1,5 метров. Место захоронения — не единственный признак того, что Homo naledi был способен к сложному эмоциональному и когнитивному поведению. Ученые также обнаружили гравюры, образующие геометрические фигуры.​

«Это означает, что люди не только не уникальны в развитии символических практик, но, возможно, даже не были первооткрывателями таких практик», – заключили ученые.