Ученые извлекли ДНК человека из найденной в Денисовой пещере подвески из зуба оленя

В подвеске из оленьего зуба, найденной в Денисовой пещере, обнаружена ДНК как животного, так и человека. Об этом сообщает Институт эволюционной антропологии Общества Макса Планка.

Денисова пещера расположена в России в Алтайском крае. Она получила известность после обнаружения в ней останков нового вида древних людей, денисовцев. Вместе с тем, на территории этого палеонтологического памятника удалось найти следы жизнедеятельности древних людей других эпох, в том числе эпохи позднего палеолита (около 20 000 лет назад).

Елена Эссель и ее коллеги провели геномный анализ древней подвески из этой пещеры, обнаруженной российскими учеными в 2019 году. Она представляет из себя зуб оленя с просверленной дыркой. Немецкие ученые выделили не только ДНК самого животного, оленя изюбря, но и большое количество ДНК древнего человека. «Количество ДНК человека, которое мы извлекли из кулона, было экстраординарным, — говорит Елена Эссель, — почти как если бы мы взяли образец человеческого зуба».

Основываясь на анализе митохондриальной ДНК, небольшой части генома, которая передается исключительно от матери детям, исследователи пришли к выводу, что человеческий геномный материал принадлежал одному индивиду. Генетический анализ показал возраст кулона в 19 000–25 000 лет.

Авторы также восстановили значительную часть ядерного генома ее владельца-человека. Исходя из количества Х-хромосом, они определили, что кулон носила на себе женщина. Также удалось выяснить, что эта женщина генетически тесно связана с современным ей населением восточной Сибири.

Ранее ученые выявили новый тип активности в мозге умирающего человека.