Российские ученые проследили за активностью мозга при изучении новых слов

В России исследовали связь между активностью мозга и изучением новых слов. Статья с описанием этого исследования была опубликована в Psychophysiology, сообщает пресс-служба МГППУ.

Способность человека обучаться новому и усваивать новые понятия считается одним из наиболее важных его отличий от большинства животных. В связи с этим ученым особенно интересно выяснить, какие именно физиологические отличия позволяют людям это делать и как именно организован этот процесс. В том числе, важно выяснить, как происходит обучение языку и речи.

В связи с этим Анна Павлова и ее коллеги решили пронаблюдать за 22 добровольцами, изучавшими слова, с помощью снятия магнитоэнцефалографических показателей (МЭГ). Оказалось, что когда мозг переходит от стадии ознакомления к уверенному владению, в нем сильно меняется осцилляторная активность. Нейрональные осцилляции или нейронные колебания — это синхронная активность нейронов, подчиняющаяся какому-то ритму и связанная, как правило, с особенностью взаимодействия между ними. В начале обучения активность нейронов была по большей части асинхронной, но постепенно преобразовывалась с синхронные мощные колебания, явно отличимые от состояния покоя.

«Метафорически, нейронные колебания можно сравнить с системой защищенной передачи информации. Синхронная активность позволяет нейронам образовывать функциональные связи между отдаленными участками мозга, т.е. все нейроны, обрабатывающие одну и ту же информацию, начинают работать одновременно. При этом иррелевантные сигналы будут отфильтрованы, т.к. не будут попадать в ритм», — рассказала автор работы.

Усиление колебаний в бета диапазоне, наблюдаемое в конце обучения, может отражать процесс многократного «проигрывания» выученной ассоциации между словоформой и движением с целью ее закрепления в долговременной памяти. Нейроны, занятые в формировании ассоциации, раз за разом передают друг другу сигнал, пока связи между ними не станут надежными. «Нечто похожее мы делаем и на сознательном уровне, когда нам нужно что-то запомнить: раз за разом повторяем одну и ту же информацию, пока она не переходит в долговременное хранилище», — пояснила соавтор работы Вера Третьякова.

Таким образом ученым удалось показать, как именно «выглядит» запоминание с психофизиологической точки зрения. В дальнейшем тот же коллектив ученых планирует выяснить, какие процессы запускаются при попытке освежить ранее выученную информацию.

Ранее врачи обнаружили, что психические расстройства могут ускорять биологическое старение.