Биологи назвали наиболее эффективный и безопасный антибиотик против угревой сыпи

Ученые из Йельского университета обнаружили механизм, который позволяет антибиотику сарециклину бороться с бактерией, вызывающей угревую сыпь, не позволяя ей развить устойчивость. Исследование опубликовано в Nucleic Acids Research.

Биологи изучили сарециклин — антибиотик узкого спектра действия, направленный на бактерию Cutibacterium acnes. По мнению большинства врачей, этот микроб вызывает акне и способствует воспалению кожи. Но никто не знает точных механизмов, которые позволяют сарециклину специфично убивать эту бактерию.

Работать с бактерией C. acnes сложно, так как она обитает в волосяных фолликулах в почти бескислородной среде и умирает при контакте с воздухом. Ученые разработали специальную анаэробную камеру для выращивания клеток C. acnes.

Это позволило им впервые изучить структуру рибосомы C. acnes — машины для производства белков в клетке. На ее разрушение нацелено большинство антибиотиков. Как выяснили ученые, в отличие от других антибиотиков, сарециклин связывается не с одним, а с двумя активными участками рибосомы бактерии. Чтобы развить устойчивость к антибиотику, бактерии меняют структуру своих рибосом. Внести одно изменение просто, но два — гораздо сложнее. Именно из-за этого серациклин редко приводит к развитию устойчивости у бактерий.

Открытие позволит в будущем разработать еще более целенаправленные и безопасные антибиотики с минимальным риском появления устойчивых бактерий.

Угревая сыпь возникает у более чем 85% подростков и молодых людей. Для борьбы с ней дерматологи выписывают больше рецептов на антибиотики, чем любые другие врачи. Чрезмерное использование антибиотиков может привести к появлению бактерий, устойчивых к лекарствам. Кроме того, это может быть вредно для микробиома кожи и желудочно-кишечного тракта, что повышает риск хронических проблем со здоровьем. Данные показывают, что после короткого приема антибиотиков широкого спектра действия восстановление микробиома ЖКТ может занять до двух лет.