Зоологи заметили, что птицы-горихвостки поселяются с людьми для защиты от кукушек

Сибирские горихвостки перемещают свои гнездовья ближе к человеческим поселениям или даже внутрь них, когда поблизости находятся кукушки. Статья об этом опубликована в Current Biology.

Кукушки откладывают яйца в гнезда других птиц, используя усилия хозяев для собственного размножения. «Приемные родители» вкладывают ресурсы в воспитание потомства другой птицы за счет собственного птенца. Эта стратегия называется выводковым паразитизмом и наносит урон эксплуатируемым видам.

В ходе серии наблюдений и экспериментов, проведенных учеными Института биологического интеллекта Общества Макса Планка, выяснилось, что некоторые птицы способны адаптироваться и изменить своим обычным привычкам, чтобы защититься от кукушек. Воробьиные птицы являются типичными жертвами кукушек на северо-востоке Китая. Сибирская горихвостка размножается два раза за сезон — один раз до и один раз после прибытия в регион кукушек. Кукушки же отличаются тем, что обычно избегают тесного контакта с людьми.

Исследователи обнаружили, что горихвостки перенесли свои гнезда ближе к человеческим поселениям во второй период яйцекладки, предположительно, чтобы отпугнуть кукушек. Затем ученые смогли вызвать такое же поведение в течение первого периода откладывания яиц, имитировав крики кукушки через динамики. Имитация присутствия кукушек заставляла горихвосток перемещать свои гнезда ближе к зданиям или даже размножаться в помещении. Это соответствует их естественному поведению во время второго периода яйцекладки, когда кукушки действительно присутствуют.

«Нам впервые удалось экспериментально показать, что сибирские горихвостки адаптируют свое гнездовое поведение в зависимости от того, замечают ли они кукушек в этом районе», — резюмируют авторы.

Ранее врачи выяснили, как людям среднего возраста подготовить мышцы к здоровому старению.