Ученые назвали социальный фактор, защищающий женщин от деменции

Alzheimer's & Dementia: хорошее образование снижает риск деменции у женщин

Ученые из австралийского Института Глобального здравоохранения Джорджа выяснили, что высокий риск деменции у женщин может быть связан с социально-экономическими, а не биологическими факторами, в частности — с количеством лет, потраченных на образование. Исследование опубликовано в журнале Alzheimer's & Dementia.

В исследовании приняли участие почти 30 тыс. человек из 18 стран на шести материках. Ученые рассмотрели влияние возраста, наличия диабета, депрессии, нарушений слуха и мутаций в гене АРОЕ4. Эти признаки — факторы риска деменции, и они одинаково влияли на мужчин и женщин.

При этом деменцию чаще обнаруживали у женщин, особенно сильно эта зависимость выражена в более бедных странах. Отчасти разница в заболеваемости связана с тем, что женщины живут дольше мужчин, но один только возраст не может полностью объяснить различия.

Ученые также выяснили, что большее количество лет образования, более широкие бедра, умеренное употребление алкоголя и высокая физическая активность были связаны с более низким риском деменции у обоих полов. Но количество лет, потраченных на образование, было значимее для женщин.

Авторы считают, что в целом географические закономерности повышенного риска деменции среди женщин перекликаются со степенью гендерного неравенства: в более бедных странах участницы исследования не имели равных с мужчинами образовательных и профессиональных возможностей. Ранее другие исследования показали, что более высокий уровень образования и занятия, стимулирующие умственную деятельность, защищают от деменции мужчин и женщин.