Российские ученые заявили, что обнаружили в Челябинском метеорите «всю таблицу Менделеева»

В Уральском федеральном университете рассказали о ходе исследования Челябинского метеорита. Об этом сообщают «Известия».

Челябинский метеорит представлял значительный интерес для многих естественных наук, включая химию, физику, баллистику и материаловедение. Его исследование проводилось как обычными методами (с помощью лупы и микроскопов), так и с помощью техники «большой науки»: синхротронного излучения, нейтронных пучков, 3D-томографии.

«Возраст метеорита близок к возрасту Солнечной системы. Когда пытались обобщить все научные результаты, насчитали, что у него в космосе было до восьми ударных событий. Хотя мы провели эксперименты и показали, что всю свою структуру он мог получить в одном соударении», — сказал ученый из УрФУ Виктор Гроховский.

Космические тела могут подвергаться воздействию очень высоких температур и давления. Они возникают при столкновении астероидов между собой или с другими планетами и спутниками, из-за чего в зоне контакта идет «переплавка» материала. При этом подобные зоны остывают очень долго из-за отсутствия в космосе атмосферы, так что металлы и каменные породы могут находиться в расплавленном состоянии сотни лет.

«В Челябинском метеорите есть вся таблица Менделеева, но в разном количестве. В миллионных и миллиардных долях процента в составе разных минералов есть все элементы. Но основные металлические — это кремний, марганец, алюминий, кальций, железо, никель», — пояснил Гроховский.

При этом многие материалы из-за образования в космосе приобретают необычные свойства. Так, железно-никелевые сплавы превращаются в полный аналог современных постоянных магнитов на основе редкоземельных элементов (например, неодима), которые применяют во множестве отраслей промышленности. Например, при производстве акустических систем, электродвигателей и измерительных приборов. Если бы человечество могло искусственно воспроизвести «астероидный» железно-никелевый сплав, это позволило бы отказаться от применения дорогостоящих редкоземельных элементов.

Ранее китайцы открыли карликовую радиогалактику с большой долей темной материи.