Российские биологи выяснили, что депрессия и стресс меняют активность онкогенов в мозге

Ученые из Института Цитологии и генетики СО РАН (Новосибирск) обнаружили, что депрессия и хронический социальный стресс меняет активность онкогенов в мозге. Причем это происходит еще до образования опухолей и метастазов. Об этом «Газете.Ru» рассказали в ИЦиГ СО РАН.

Работа проведена на мышах, которых в течение нескольких недель подталкивали к конфликтам. В результате у одних особей сформировалось депрессивное и подавленное поведение, а у других — агрессивное. Затем у животных были взяты образцы ткани гипоталамуса (части мозга). Ученые проанализировали экспрессию более 230 генов и доказали, что хронический стресс действительно влияет на активность онкогенов, даже при отсутствии опухолей.

«Мы доказали, что хронический социальный стресс приводит к изменению экспрессии (активности) генов в мозге, и это не только те гены, которые связаны с поведением, но и связанные с апоптозом (запрограммированная гибель клеток) и канцерогенезом (процессом зарождения опухолей), — рассказала «Газете.Ru» один из авторов статьи, научный сотрудник Института цитологии и генетики СО РАН Анна Галямина, — Причем мы видим изменение активности этих генов не в опухоли, и не в крови, а в мозге. Получается, что пока опухоли в организме нет, и, тем более нет метастазов, эти гены начинают активничать в мозге под действием стресса».

Ученые подозревают, что у человека могут иметься похожие закономерности. Установлен тот факт, что психологические заболевания связаны с ухудшением прогноза соматических. Например, наличие депрессии у пациентов, которые проходят лечение от рака, связано с менее благоприятными исходами.

В будущем на основе полученных результатов, возможно, будут разработаны какие-то механизмы коррекции, возможно, купирования стресса, но для этого требуется огромная работа, говорят ученые.