В Пермском крае палеонтологи обнаружили древнейших в мире опылителей

На территории России обнаружили древнейших насекомых, приспособленных к опылению растений. Статья об этом опубликована в Current Biology.

Окаменелое насекомое семейства Protomeropidae жило около 283–273 млн лет назад. К выводу о том, что существо опыляло растения, ученые пришли, изучив строение его рта, у которого явно виден хоботок. Это означает, что насекомое питалось сладкими растительными выделениями, одновременно с этим перенося на себе пыльцу. До настоящего момента считалось, что первые опылители с подобными ротовыми частями жили 165 млн лет назад, и были представлены сетчатокрылыми и скорпионницами.

Ученые пока не смогли точно идентифицировать видовую принадлежность особи, обнаруженной сотрудниками Палеонтологического института им. А. А. Борисяка РАН. Есть аргументы в пользу того, что это ручейники или их предки, но некоторые ученые считают, что это — скорпионница. Исследователи установили, что эти насекомые обладали хоботками, состоящими из двух соединенных нижнечелюстных щупиков. Некоторые современные жуки и перепончатокрылые пользуются подобными хоботками для вытягивания цветочного нектара. Вероятно, пермские протомеропиды питались точно так же, только вместо нектара они могли высасывать опылительные капли ангаропельтовых (Angaropeltaceae) — вымерших голосеменных растений. Опылительные капли выделялись внутри семеносных капсул — сферических женских репродуктивных органов растения. Для получения доступа к этим каплям Protomeropidae и понадобился относительно длинный (2 мм) хоботок, что примерно соответствует расстоянию от внешнего отверстия семенной капсулы до семязачатков.

По мнению современных исследований, опыление возникло до появления цветковых растений — в ту эпоху насекомые вытягивали сладкую жидкость из шишек.

Ранее ученые выяснили, какое вещество играет главную роль в регенерации мышц.