Индиана Джонс оказался прав: чем меньше скорпионы, тем опаснее их яд

Ирландские биологи установили, что самые маленькие скорпионы наиболее токсичны

Ирландские исследователи продемонстрировали, что более мелкие виды скорпионов с крохотными клешнями обладают более сильным ядом по сравнению с крупными видами. Эта теория получила известность после выхода на экраны последнего фильма из франшизы Стивена Спилберга про Индиану Джонса — «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа», в котором Индиана предупреждал об опасности маленьких скорпионов и о том, что «когда дело доходит до скорпионов, то чем больше, тем лучше». Группа ученых из Института Мартина Райана при Национальном университете Ирландии в Голуэе решила проверить этот афоризм, в результате чего на свет появилась научная статья, опубликованная в журнале Toxins.

Чтобы показать, что у более крупных видов членистоногих менее сильные яды и их укусы действительно менее смертельны, были изучены 36 видов скорпионов. Яд самых маленьких скорпионов, таких как бразильский желтый скорпион Tityus serrulatus, на два порядка более токсичен, чем у самых крупных из изученных видов, таких, как каменный скорпион Hadogenes troglodytes. Эффективность действия ядов при этом оказалась связана не только с общими размерами тел скорпионов, но и с величиной их отдельных органов: так, самые сильные яды были обнаружены у видов с самыми маленькими клешнями, в том числе и у южноафриканского толстохвостого скорпиона Androctonus crassicauda, яд которого в десять с лишним раз более эффективен, чем у видов с самыми большими жалом и клешнями, таких, как, например, израильский пустынный скорпион Leiurus quinquestriatus.

Кевин Хили, преподаватель зоологии Национального университета Ирландии, руководивший этими исследованиями, объяснил это так: «Помимо мнений, выраженных в развлекательных фильмах, есть веские эволюционные причины ожидать подобных результатов — и соответствующих медицинских последствий для таких паттернов». Исследователи подчеркивают, что хотя скорпионы и используют свои ядовитые жала и клешни для захвата добычи и защиты от врагов, между всеми видами живого оружия существует эволюционный компромисс: ресурсы, которые тратятся на выращивание больших клешней, не могут пойти на совершенствование химического арсенала. Это приводит к тому, что более крупные скорпионы, которые пользуются преимуществами своих больших физических размеров, меньше зависят от эффективности своих ядов, в то время как более мелкие виды вынуждены вырабатывать более сильные яды, чтобы компенсировать недостаток физической силы.