Ученые выяснили, как красное мясо приводит к инфарктам и инсультам

Любовь к красному мясу чревата повышенным риском инфарктов и инсультов из-за выработки при переваривании вещества, вредящего сердечно-сосудистой системе, выяснили специалисты из Кливлендской клиники. Об этом сообщается в статье в журнале Nature Microbiology.

Ранее эта же группа исследователей обратила внимание, что триметиламин N-оксид — побочный продукт, образующийся при переваривании кишечными бактериями определенных питательных веществ из красного мяса и прочей пищи животного происхождения — повышает риски инсульта и болезней сердца. В процессе преобразования карнитина в ТМАО образуется промежуточный метаболит гамма-бутиробетаин.

Переработать карнитин в гамма-бутиробетаин могут многие микробы, но лишь некоторые из них затем преобразуют гамма-бутиробетаин в ТМАО. Чаще всего этим занимается бактерия Emergencia timonensis, которая в большом количестве встречается в кале всеядных людей и в малом — в кале вегетарианцев.

Исследователи взяли натощак образцы плазмы крови почти 3000 добровольцев и изучили содержание гамма-бутиробетаина в пробах. Сопоставив уровни гамма-бутиробетаина с клиническими данными, исследователи установили, что, чем выше было его содержание в крови, тем чаще у участников исследования наблюдались инсульты, инфаркты и другие сердечно-сосудистые заболевания.

Эксперименты на мышах и исследование кала участников исследования показали, что повышение концентрации бактерий Emergencia timonensis действительно способствует более выраженной переработке гамма-бутиробетаина в ТМАО. Ученые смогли идентифицировать у кишечных микроорганизмов кластер из шести генов, отвечающий за утилизацию гамма-бутиробетаина. Оказалось, присутствие гамма-бутиробетаина способствует активной работе всех шести генов, четыре из которых играют основную роль в преобразовании гамма-бутиробетаина в ТМАО.

Ученые полагают, что обнаруженный кластер генов в будущем может стать мишенью для борьбы с одним из факторов сердечно-сосудистых заболеваний. Пока же они рекомендуют не злоупотреблять красным мясом — более безопасными источниками белка могут стать птица и рыба.