Ученые опровергли теорию о том, что кишечные бактерии вызывают аутизм

Изменения кишечного микробиома у детей не вызывают аутизм, а становятся его следствием, сообщают специалисты из Квинслендского университета в Австралии. Посвященная этому статья опубликована в журнале Cell.

Кишечный микробиом детей с аутизмом отличается от микробиома нейротипичных детей. Это привело к появлению теории о том, что причиной аутизма могут быть изменения в составе кишечных бактерий. Основываясь на таком предположении, некоторые специалисты предлагали лечить аутизм пересадкой кала от здоровых детей и другими способами изменения микробиоты.

Чтобы разобраться в вопросе, авторы работы использовали образцы кала 99 детей с аутизмом и их братьев и сестер, а также образцы кала 97 посторонних детей. Также они собрали данные об образе жизни детей и их рационе.

Оказалось, ни состав микробиома, ни его разнообразие не связаны с аутизмом. Однако дети с расстройствами аутистического спектра чаще привередничали в еде и предпочитали ограниченный набор продуктов, что подтверждалось и более ранними исследованиями. Из-за этого их микробиом оказывался менее разнообразен, и дети чаще сталкивались с запорами, поносами и другими проблемами пищеварения.

Таким образом, состав микробиома не приводил к аутизму, а был его следствием из-за пищевых привычек детей.

Исследователи призывают родителей критичнее относиться к сомнительным методам лечения аутизма, а также внимательнее следить за питанием ребенка, стараясь сделать его как можно более разнообразным — нехватка питательных веществ может серьезно сказаться на его будущем здоровье.