Энтомологи: уховертки пользуются лишь одним пенисом из двух

Самцы уховерток имеют два полностью функциональных пениса, но при спариваниях используют один и тот же, делясь по этому признаку на правшей и левшей, выяснили японские ученые из Университета Кэйо. О своем открытии они рассказали в статье в журнале Biological Journal of the Linnean Society.

Исследователи отловили одного самца и шесть самок уховерток вида Nala lividipes на острове Исигаки в Японии и получили от них потомство, которое и использовали в экспериментах. Самку помещали в контейнер и запускали к ней самца. Они изучали друг друга, ощупывая антеннами, а затем самец направлял один из своих пенисов в сторону самки, чтобы ввести его во влагалище и заполнить сперматеку. Второй пенис при этом оставался вялым.

Оказалось, примерно половина самцов предпочитает пользоваться левым пенисом, и столько же — правым. Эксперименты с родственным видом Nala nepalensis показали аналогичные результаты.

Чтобы выяснить, всегда ли самец использует один и тот же пенис, ученые проводили серии экспериментов с одним самцом и разными самками. Самец действительно предпочитал пользоваться одним и тем же пенисом. Чтобы проверить, функционирует ли второй, исследователи удаляли «основной» — после заживления самцы успешно использовали оставшийся пенис для осеменения самок.

Как показала микроскопия, оба пениса идентичны по строению, а строение сперматеки самок не дает никаких преимуществ при использовании левого или правого. Иными словами, выбор пениса, вероятно, продиктован не эволюционной выгодой, а работой мозга, как «правшизм» и «левшизм» у людей.

По одной из версий, многократное использование одного и того же пениса улучшает результаты спаривания — самец попросту привыкает пользоваться именно им. Также, возможно, «переключение» между пенисами слишком энергозатратно, и выгоднее пользоваться одним и тем же. Сейчас авторы работы заняты поиском способов, которые позволят выяснить причину предпочтения того или иного пениса у уховерток.

Лучшее понимание причин, по которым животные, в том числе и насекомые, чаще используют конечности и гениталии лишь с одной стороны, позволит понять, как эта склонность появилась и развивалась у разных видов, в том числе и людей, надеются ученые.