Палеонтологи выяснили, у каких животных впервые появились бивни

Ученые проследили эволюционное происхождение бивней у животных. Статья об этом опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B Biological Sciences.

Бивни встречаются у многих млекопитающих, от слонов до моржей и до даманов, и при этом их нет у других животных – рыб, рептилий или птиц.

Согласно новому исследованию, первые бивни появились у предков млекопитающих, живших до динозавров. «Мы смогли показать, что первые бивни принадлежали животным, которые еще не были млекопитающими – дицинодонтам, – говорит Кен Ангиелчик, автор статьи из Филдовского музея (США). – Это были очень странные животные».

Дицинодонты жили в период с 270 до 201 млн лет назад, их размер варьировался от крысиного до слоновьего. Современные млекопитающие являются ближайшими их родственниками из ныне живущих существо, но сами дицинодонты скорее напоминали рептилий с клювами как у черепах. Этих животных открыли 176 лет назад, и их имя означает «два клыка», но лишь сейчас ученые выяснили, что дицинодонты стали предками всех зверей с настоящими бивнями.

Дело в том, что не любые торчащие зубы являются бивнями с точки зрения биологии. Настоящий бивень полностью выступает изо рта, растет на протяжении всей жизни животного и его поверхность состоит из дентина, а не из эмали. Однако у некоторых изученных дицинодонтов также было эмалевое покрытие торчащих зубов – это делает поверхность жестче, но не дает ей расти всю жизнь. Настоящие же бивни способны отрасти вновь после поломки.