Озерный рачок-бокоплав «хранит верность» лишь одной группе паразитов

Российские исследователи изучили внутриклеточных паразитов рачков-бокоплавов, обитающих в озерах вблизи Байкала. Оказалось, что большая их часть принадлежит к одному роду проcтейших — микроскопических ядерных организмов. Также был проведен анализ геномных данных паразитов рачков из других регионов планеты, от Шотландии до Тибета, и ситуация в точности повторилась. Статья опубликована в журнале Journal of Invertabrate Pathology. Исследования поддержаны грантом Российского научного фонда.

Микроспоридии относятся к простейшим, то есть являются одноклеточными или колониальными организмами, имеющими ядро. Это весьма разнообразная группа внутриклеточных паразитов, генетически родственных грибам. Микроспоридии найдены у всех основных групп ядерных организмов, от простейших и беспозвоночных до человека. Более половины всех их видов заражают водных обитателей, в том числе и рачков-бокоплавов (гаммарусов). Заражение происходит чаще всего при поедании одних особей другими. Обитая в мышечных клетках бокоплавов, они могут менять соотношение полов в популяции и поведение организма. При этом они влияют на распространение особей и эволюционные процессы в популяции.

Часто микроспоридии вызывают болезни домашних насекомых: шелкопрядов, пчел, а также промысловых беспозвоночных, например, креветок и мидий. Для человека большинство видов этого паразита не опасно, но у больных СПИДом могут вызывать тяжелые симптомы.

В Байкале обитает более 350 видов и подвидов рачков-бокоплавов, абсолютное большинство которых не встречается нигде за пределами озера и вытекающей из него реки Ангары. Ситуация в окружающих Байкал небольших водоемах совершенно другая: практически все рачки-бокоплавы в них принадлежат к одному виду Gammarus lacustris (озерный гаммарус). В генетическом материале, выделенном из тканей гаммаруса, ученые нашли только ДНК микроспоридий рода Dictyocoela. Это показалось исследователем необычным, поскольку многочисленные байкальские рачки заражаются самыми разными микроспоридиями. Дальнейшее исследование позволило установить, что родом Dictyocoela заражены гаммарусы не только из близлежащих к Байкалу озер, но и из других регионов мира — от Тибета до побережья Белого Моря и даже Шотландии.

«Микроспоридии широко распространены среди самых различных групп животных, они являются очень древней группой организмов и их изучение помогает прояснить многое о ранней эволюции эукариот. На сегодняшний день недостаточно данных для того, чтобы сделать выводы о том, каким образом протекала совместная эволюция микроспородий и гаммаруса. Но результат нашей работы свидетельствует, что и паразит, и его хозяин хорошо приспособились к друг другу и, вероятно, образовали устойчивую пару на очень длительном эволюционном отрезке времени. А это, в свою очередь, значит, что они развивались и распространялись совместно», — отмечает Максим Тимофеев, доктор биологических наук, директор Научно-исследовательского института биологии Иркутского государственного университета.

Работа выполнена сотрудниками Иркутского государственного университета совместно с коллегами из Байкальского исследовательского центра и Иркутского научно-исследовательского противочумного института Сибири и Дальнего Востока.

Голосовой помощник Google подставляет пользователей из-за нового бага