Ученые: рачки дафнии пережили в Южной Сибири времена ледникового периода

Ученые из России выяснили, что в горных районах Южной Сибири обитают эндемичные, то есть присутствующие только в этой местности, виды и генетические линии микроскопических ракообразных – дафний. Такую эндемичность объяснили ледниковой историей региона, где животным удалось пережить похолодания в плейстоцене. Открытие может послужить для нужд рыбного промысла и для планирования природоохранных мероприятий. Результаты работы опубликованы в журнале PLOS One, работа поддержана грантом Российского научного фонда.

«Наше исследование нескольких родственных видов рода Daphnia привело к неожиданному выводу. Оказалось, что горные и предгорные районы Южной Сибири –Саяны и Алтай – являются центром эндемизма для этой группы. Это связано с ледниковой историей региона, где в плейстоценовое время, десятки, а возможно, и сотни тысяч лет назад, располагался важный рефугиум, то есть убежище, пресноводной фауны. В нем виды переживали неблагоприятные времена ледникового периода. Кстати, здесь же располагался и рефугиум сухопутной фауны, например, это единственное место в Азии, где во время наиболее холодной стадии плейстоцена выжили люди», – сообщает Алексей Котов, член-корреспондент РАН, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции РАН.

На протяжении 13 лет ученые и их коллеги с помощью специальных сеток в летние сезоны собирали образцы планктона. Затем в пробах по внешним признакам определялась видовая принадлежность каждого из пойманных животных. Чтобы понять эволюционные взаимоотношения между родственными генетическими линиями, исследователи использовали метод молекулярных часов. Он широко применяется в биологии, и с его помощью можно определить степень родства групп организмов и примерно оценить время их обособления как видов. Для этого сравниваются последовательности ДНК, которые довольно консервативны и изменяются с относительным постоянством. Подобно тому, как время движения автомобиля рассчитывается, исходя из его скорости и пройденного расстояния, можно определить и время, когда прошли те или иные эволюционные процессы. Для своего исследования ученые использовали последовательности трех консервативных генов, выделенных из «энергетических станций» клеток – митохондрий. Одним из них был ген 12S рРНК, который ответственен за формирование рибосом – «клеточных машин», создающих белки. Полученные результаты позволили сделать выводы об эндемичности, например, D. turbinata или D. umbra, а также проследить их родственные связи с другими видами.

Исследователи также изучили географическое распределение комплекса видов D. longispina и обнаружили, что одна из ранее обособившихся генетических групп занимает ныне промежуточную территорию между двумя другими группами – горные и предгорные области Саян и Алтая. Именно она, выжившая в самые неблагоприятные времена ледникового периода, сдерживала распространение своих соседей при их расселении в период улучшения климатических условий и служила «живым барьером». Этот вывод согласуется с гипотезой монополизации, широко обсуждаемой на примере микроскопических ракообразных.

«Гипотеза монополизации говорит о том, что если водоем уже занят одним видом, то родственному виду извне очень сложно сформировать в нем свою популяцию», – поясняет Алексей Котов.
Эта и другие работы в том же направлении помогут повысить эффективность рыбного хозяйства. Уточнение районов обитания эндемичных дафний и других пресноводных животных позволит более эффективно планировать создание охраняемых природных территорий и заповедников.

На Кубани супруги перевели аферистам 120 млн рублей