«Ъ»: заказ на суда для РАН могут разделить между «Звездой» и ОСК

Заказ на строительство двух научно-исследовательских судов для Института океанологии РАН имени Ширшова могут разделить между ОСК и «Звездой». Минобрнауки должно объявить конкурс на их техническое проектирование до 1 июля, «имея в виду», что их строительство «может осуществляться разными судостроительными предприятиями».

Такое поручение, как пишет «Коммерсантъ», появилось по итогам совещания у вице-премьера Татьяны Голиковой 14 июня. Как рассказали источники издания, на совещании обсуждалась возможность поделить заказ между Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) и дальневосточным комплексом «Звезда», который управляется консорциумом «Роснефти» и Газпромбанка.

На постройку двух многофункциональных научно-исследовательских судов в 2019–2024 годах в нацпроекте «Наука» заложено 28,4 млрд рублей, в том числе 760 млн рублей планируется потратить на их проектирование. Оператором судов назначен ИО РАН, однако в апреле Минобрнауки обвинило институт в некомпетентности и предложило провести двухэтапный конкурс вместо закупки у единственного поставщика, как планировалось изначально.

В Минобрнауки газете подтвердили, что выступят заказчиком на этапе проектирования. Представители министерства уверяют, что концепция технических требований, подготовленная ИО РАН, неоднократно менялась, «при этом явно просматривалась заинтересованность в коммерческом использовании будущих судов, в том числе для грузоперевозок».

В ИО, в свою очередь, заявили, что официально институт не получал уведомления о лишении статуса заказчика, финальная версия ТЗ была передана в Минобрнауки еще 16 апреля, и замечаний институт не получал. «К строительству двух судов в разных концах страны в ИО, как и во всей судостроительной отрасли, относятся как к проявлению крайней глупости и некомпетентности», — подчеркнули научные работники.

Идея о разделении заказа кажется сомнительной и директору Центра анализа стратегий и технологий Руслану Пухову. «ОСК – чрезвычайно неэффективная компания. Когда она создавалась, была идея, что она станет локомотивом, который поможет реструктурировать всю судостроительную промышленность, что она сделает управление отраслью более эффективным. Но, к сожалению, мы вынуждены констатировать, что в реальности это просто несколько сотен управленцев с огромными зарплатами. Вместо локомотива ОСК превратилась в классическую черную дыру», — отметил эксперт в беседе с «Газетой.Ru».

По его мнению, идея о разделении заказа на строительство судов абсолютно пагубная, и, во всяком случае, нельзя отдавать его ОСК. «Мне кажется, что та же «Звезда» сделала бы это гораздо лучше. Если же по каким-то причинам этот заказ нельзя отдать «Звезде», то у нас есть частные верфи, имеющие возможность его выполнить», — уверен эксперт.