Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Ученые разработали катализаторы для сжигания низкосортного топлива и отходов

Российские химики показали, что для создания катализаторов для эффективного сжигания низкосортного топлива (бурый уголь, торф и т. п.) и утилизации отходов пищевых и промышленных производств нет необходимости использовать дорогие металлы, например, платину или палладий: с этой задачей эффективно справляются композиты на основе оксидов железа и алюминия. Работа проходит в рамках проекта, поддержанного грантом Президентской программы исследовательских проектов Российского научного фонда, а ее результаты опубликованы в журнале Inorganic Chemistry.

Каталитическое сжигание топлива в кипящем слое катализатора позволяет эффективнее использовать традиционные виды топлива (уголь, торф), обеспечивая высокую производительность и экологичность процесса. Также можно утилизировать разные виды промышленных отходов, используя их как топливо. Чаще всего применяются вещества на основе платины и палладия, однако их использование довольно дорого. Наиболее перспективными катализаторами для этого процесса считаются дешевые соединения на основе оксидов железа и алюминия и их модификация оксидом меди.

Сотрудники Института катализа имени Г. К. Борескова СО РАН (Новосибирск) исследуют природу каталитического действия таких веществ и изучают механизмы протекающих на их поверхности реакций, чтобы в дальнейшем целенаправленно получать соединения с максимальной активностью. Для улучшения свойств катализаторов авторы используют промоторы –- специальные добавки, которые повышают такие характеристики как, например, активность или устойчивость к повышенным температурам. Однако в некоторых случаях промотирование катализаторов приводит к изменению их свойств: процессов восстановления и фазовых переходов -– смены фаз вещества под действием внешних условий.

«Мы исследовали процессы восстановления у ряда катализаторов на основе оксидов железа и алюминия, а также их модификации оксидом меди. Исследование проведено в режиме in situ –- то есть когда катализатор непосредственно помещался в восстановительную атмосферу, в нашем случае –- в поток угарного газа. Мы изучали его физико-химические параметры с помощью различных методов в температурном диапазоне от 20 до 700°С. Теперь мы понимаем, при каких температурах происходит активация и дезактивация катализатора, а также какие фазы в составе композитного соединения влияют на его активность и стабильность», – рассказал один из авторов статьи Андрей Сараев, руководитель проекта, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Института катализа.

«В дальнейшем наша группа планирует исследовать эти же системы в условиях окислительно-восстановительной среды в присутствии паров воды. Эти условия максимально близки к протеканию реальных промышленных процессов», –- заключил Сараев.

Новости и материалы
Педагог дала советы, как интегрировать изучение языка в повседневную жизнь
Алжир пообещал вернуться к вопросу принятия Палестины в состав ООН
В ВСУ решили «улучшить» поставляемые Маском терминалы Starlink
Иностранным инвесторам хотят упростить получение виз в РФ
Машков оценил потребность в фильмах про спецоперацию на Украине
Спецслужбы Киева охотятся на жителей Харьковской области за связь с РФ
В Германии возобновили расследование вокруг пропажи собственника OBI
Постпред Палестины высказался после вето США на резолюцию в СБ ООН
В России выросло количество осужденных за коррупцию
Россияне рассказали о планах на майские праздники
Арабские делегации покинули зал СБ ООН во время выступления постпреда Израиля
Полянский раскритиковал вето США на вступление Палестины в ООН
Уровень воды в Тоболе у Кургана превысил 10 метров
Премьер Украины назвал сроки поставок оружия Киеву в случае одобрения в США
Ученые раскрыли космическую тайну дюнных полей Титана
Боец ВСУ сбежал в российский плен из-за лудомании
В РФ авиабилеты в экономклассе подорожали на четверть
Россияне стали более разборчивы в выборе работодателей
Все новости