Cамки бонобо помогают совокупляться своим сыновьям

Самки бонобо помогают своим сыновьям произвести больше потомства, отгоняя во время спаривания конкурентов и не давая избранницам сыновей спариваться с другими самцами, выяснили германские приматологи из Института эволюционной антропологии Макса Планка. Исследование было опубликовано в журнале Current Biology Magazine.

Когда самец бонобо спаривается с самкой, его мать находится поблизости и при необходимости вступает в бой с другими самцами, которые пытаются приблизиться к паре и помешать их занятию. Также они следят за своими «невестками» и не дают им спариваться с другими самцами. Иногда матери даже помогают сыновьям побить их сексуальных конкурентов и оказаться на вершине социальной иерархии.

Все эти особенности ученые подметили давно, но до сих пор не было доказательств того, что они приводят к появлению большего числа потомков. Исследователи наблюдали за четырьмя группами бонобо, в которых отцами стали 39 самцов.

Оказалось, что у тех из них, кому помогали матери, появилось в три раза больше потомков, чем у тех, чьи матери умерли или ушли из группы. Исследователи связывают такую разницу с тем, что у бонобо, в отличие от, например, шимпанзе, самки играют не меньшую социальную роль, чем самцы.

Также матери способствуют подъему сыновей по социальной лестнице — те из них, чьи матери погибли или ушли из группы, оказываются на задворках сообщества, в то время как даже низкоранговые самцы, которых поддерживают матери, могут добиться доминирующего положения. Все это также сказывается на репродуктивном успехе.

Исследователи считают, что наблюдаемые явления укладываются в гипотезу об «эффекте бабушки» — том факте, что женщины продолжают жить после менопаузы, когда уже не могут давать потомство. Хотя сами они неспособны передать дальше свои гены, они помогают делать это своим сыновьям. Интересно, что у людей принято подобным образом заботиться о дочерях, в то время как бонобо уделяют внимание сыновьям, отмечают авторы работы.

Ветеран спецслужб России считает, что в теракте в «Крокусе» замешаны британцы