Находки в пещере Сарадж-Чуко рассказали о жизни кавказских неандертальцев

Изучение недавно открытой в Приэльбрусье стоянки неандертальцев позволило исследователям предположить, что социальное устройство и связи между популяциями неандертальцев были намного сложнее, чем представлялось ранее. Находки орудий из вулканического стекла говорят о том, что между населением разных регионов Кавказа существовали контакты. Результаты работы представлены в журнале Archaeological Research in Asia. Исследование поддержано Российским научным фондом.

Палеолит – период каменного века, в течение которого происходила эволюция предков человека от начала использования каменных орудий до становления земледелия. Эта эпоха представляет большой интерес не только для археологов, но и для специалистов других научных направлений. Геологи, физики, палеонтологи и ботаники реконструируют древний ландшафт и климат, а антропологи предполагают, как эти факторы влияли на существование, эволюцию и миграции человека.

В пещере Сарадж-Чуко в горах Приэльбрусья в 2016 году была обнаружена стоянка неандертальцев. По оценкам специалистов, этот вымерший подвид людей обитал там более ста тысяч лет назад. Согласно исследованиям остаточной намагниченности образцов породы, содержащей информацию о вулканической активности и изменениях климата, ученые предполагают, что в те времена было тепло и влажно. Эти результаты свидетельствуют о важнейшей роли климата в расселении древнего человека. Именно в период межледниковья неандертальцы появились в Приэльбрусье. По сохранившейся пыльце растений ботаники восстановили состав растительности этого времени, среди которой были виды, характерные для очень теплых условий. Остатки костей животных позволяют определить, что неандертальцы, жившие в гроте Сарадж-Чуко, охотились на бизона, оленя, кавказского козла, вымерший вид дикой лошади и других животных. Многие костные находки имеют следы воздействия огня, а это значит, что неандертальцы готовили свою добычу на костре. Грот расположен в 70 километрах от вулкана Эльбрус и всего лишь в шести километрах от единственного на территории Кабардино-Балкарии месторождения обсидиана.

Обсидиан – камень вулканического происхождения, высоко ценившийся древним человеком на протяжении всего каменного века, поскольку при раскалывании он позволяет получать орудия с острым краем. Его еще называют вулканическим стеклом. Обсидиан из каждого месторождения обладает уникальным химическим составом, а потому всегда можно определить, откуда именно «пришли» те или иные изделия. Так, исследователи смогли установить, что на ранее изученную ими стоянку в Мезмайской пещере на Северо-западе Кавказа, в 250 километрах от места образования, обсидиан попал именно из грота Сарадж-Чуко.

«Новые данные позволяют предположить, что социальное устройство и контакты между популяциями неандертальцев были намного сложнее, чем представлялось ранее. Находки обсидиановых орудий на северо-западе говорят о том, что между населением разных регионов Кавказа существовали контакты», – рассказывает Екатерина Дороничева, кандидат исторических наук, научный сотрудник автономной некоммерческой организации «Лаборатория доистории».

Интересно, что раскалывание обсидиана происходило в гроте, а вот изделия из кремня на стоянку приносили в завершенном виде, вероятно изготавливая их прямо на месторождениях. Орудия неандертальцев, обитавших в гроте Сарадж-Чуко, близки по технологиям к изделиям неандертальцев, обитавших на Восточном и Южном Кавказе и на территории современного Ирана, что также говорит об активных миграциях древнего населения. Открытия, позволяющие лучше реконструировать жизнь древних людей, способствуют созданию новых музейных экспозиций, а находки из раскопок археологов пополняют коллекции.

В Белгороде сообщили о работе системы ПВО